Группа депутатов белорусского парламента, сформированная с целью изучения возможности признания Абхазии и Южной Осетии, 17 ноября отправилась в регион с целью ознакомления с ситуацией. При этом из 12 членов группы 6 поехали в Грузию, в то время как в Абхазию и Южную Осетию направилось по 3 парламентария, чей въезд на территорию двух республик был предварительно согласован с грузинским руководством. Также стоит отметить, что в Тбилиси белорусские депутаты будут приняты рядом высших грузинских госчиновников, включая министра иностранных дел Грузии. Ситуацию прокомментировал 18 ноября для ИА REGNUM Новости ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Крылов.

Лукашенко снова нашёл способ продемонстрировать свою самостоятельность на международной арене. Белоруссия и Россия вроде бы входят в Союзное государство, однако мы видим, что Лукашенко ведёт собственную политику, и поэтому интеграционные тенденции сейчас заморожены, более того, они идут по пути деградации.

Вопрос с Абхазией и Южной Осетией уже много раз поднимался в парламентском измерении Союзного государства, принимались и соответствующие решения. Были и обещания, и заявления Лукашенко о том, что данный вопрос будет решён в скорейшем будущем. В непубличных беседах белорусский президент вообще говорил, что никакой проблемы здесь нет, и что вскоре обе республики будут признаны. Но потом оказывалось, что по тем или иным соображениям этот процесс затягивался.

Сейчас этот вопрос вновь оборачивается демонстрацией самостоятельной политики. В этом плане весьма примечательно, что в прошлый раз всплеск новостей по данной теме был связан с заявлением белорусских властей, советовавших своим гражданам заезжать в Абхазию и Южную Осетию с территории Грузии, что фактически невозможно. Тем самым Минск недвусмысленно давал понять, что он пока что признаёт суверенитет Грузии над обеими республиками, несмотря на их признание Россией. И сейчас этот вопрос будет обсуждаться именно с Грузией, которая по-прежнему утверждает, что Южная Осетия и Абхазия являются её частями, оккупированными Россией.

Какие дивиденды получат с этого белорусские парламентарии, которые туда отправились? Естественно, их примут по высшему классу, накроют богатые столы, будут произноситься речи о дружбе. И из своих шагов в абхазском и югоосетинском вопросе белорусские власти постараются выжать все возможные политические выгоды. После признания кавказских республик со стороны Никарагуа и Венесуэлы, казалось бы, стало ясно, что со стороны Минска просто неприлично затягивать этот вопрос. Однако курс на подчёркивание своей самостоятельности продолжается.

Лукашенко может тянуть с признанием очень долго, тем более, что ЕС и США оказывают на него очень большое давление. Однако если бы это давление сопровождалось ещё и масштабной финансовой помощью, оно было бы более результативным. Сейчас Лукашенко фактически шантажирует Запад, демонстрируя, что он может признать обе республики, ожидая, что в ответ ему будут предоставлены займы и кредиты. Однако мы видим, что Запад в условиях кризиса изрядно сократил финансовую помощь постсоветским странам, отказавшись выдать средства даже для обслуживания украинской ГТС. Поэтому я думаю, что Белоруссия тоже много не получит. Однако Минск пытается получить хоть что-то. С этим и связаны всего его действия в рассматриваемом вопросе.