В Баку при организации Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджана в рамках совместного проекта с Международным институтом стратегических исследований Великобритании проходит международная конференция на тему "Препятствия безопасности на Южном Кавказе: реалии и перспективы регионального сотрудничества". О её итогах сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

В качестве докладчиков выступили руководители и эксперты Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджана, Международного Института Стратегических Исследований (Великобритания), Фонда Джеймстаун (США), Университета Джона Хопкинса (США), Фонда Наследие (США), Института Международных Отношений Европы (Бельгия), Евразийского Энергетического Центра при Атлантическом Совете США, Института исследований проблем безопасности ЕС (Франция), Университета Гамбург (Германия), Центра постсоветских исследований Московского государственного Института международных отношений (Россия), Университета Тегерана (Иран), Фонда стратегических и международных исследований (Грузия), Университета экономики и технологий (Турция) и другие.

На мероприятии произошел обстоятельный обмен мнениями, идеями между ведущими "мозговыми центрами" планеты относительно реалий и перспектив развития Южно-Кавказского региона, вопросов безопасности, мира и стабильности в одном из важных с геополитической точки зрения регионов земного шара и внесение научного вклада в развитие внешней политики Азербайджана и в процессы международной дипломатии.

Комментируя вопросы международного права и их неэффективности в разрешении конфликтов, в свете прошлогодней августовской войны в Грузии, старший научный сотрудник Фонда Джеймстаун, Владимир Сокор отметил, что Россия тогда показала, что игнорирует и что в дальнейшем может игнорировать международное право. По его словам, несмотря на поддержку Запада, и всего международного сообщества территориальной целостности Грузии, в итоге ничего конкретного предпринято для ее сохранения не было. Западная политика показала свое бездействие в деле обеспечения региональной безопасности, констатировал Сокор.

Говоря об американской политике на Южном Кавказе, Сокор отметил, что во время своей предвыборной кампании президент Барак Обама открыто обещал армянам признать так называемый "геноцид". "Но сейчас Барак Обама не может выполнить свое обещание, поскольку в итоге будут разрушены отношения с важнейшим партнером по НАТО - с Турцией",- сказал политолог.

Владимир Сокор подчеркнул, что, несомненно, процесс открытия армяно-турецкой границы должен идти вместе с урегулированием Карабахского конфликта. "Президент Обама, к сожалению, пытается нарушить этот баланс. Ратификация армяно-турецких протоколов и разрешение Карабахского конфликта должны идти не просто параллельно, а пересекаться и идти синхронно. То есть каждый шаг в вопросе протоколов должен подтверждаться решением вопроса по Карабаху. Несомненно, Турция старается придерживаться именно этого принципа, и как бы не было сейчас трудно премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, он примет нужное решение. Надеюсь, что после визита Эрдогана в декабре в США и его консультаций с американским руководством Белый дом начнет применять политику синхронизации ратификации протоколов с урегулированием Карабахского конфликта", - сказал аналитик.

По мнению другого американского эксперта - старшего научного сотрудника американского фонда "Наследие" (The Heritage Foundation) Ариэля Коэна, существует два варианта развития процесса армяно-турецкого сближения.

"Первый позитивный вариант, если Турция, выполнив свой братский долг перед Азербайджаном, увяжет процесс нормализации отношений с Арменией с подвижками в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта и выводом армянских войск с оккупированных территорий. И второй негативный вариант - если Турция решит проблемы с Арменией в двустороннем режиме, игнорируя интересы братского Азербайджана. По его мнению, если будет договоренность между президентами Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном, вопрос будет решен. "Вопрос позиции сопредседателей Минской Группы ОБСЕ в данном контексте - вторичен", - сказал Коэн.

Говоря о перспективных энерготранзитных проектах в регионе и роли Азербайджана в обеспечении энергобезопасности Европы, Коэн выразил уверенность, что "в один прекрасный день проект NABUCCO будет реализован и по нему в Европу, ИншАллах, пойдет азербайджанский газ".

Коэн признал, что нынешняя администрация США " является слабой командой, которая ставит под угрозу все успехи политики США, достигнутые за прошедшие 20 лет в направлении Южного Кавказа и Центральной Азии". Он считает, что сегодня постепенно ослабевает роль США как гегемона мировой политики и на этом фоне заметно укрепляет свои позиции Китай и Россия, а так же такие страны как Турция, Иран. Но по его мнению, грядущий многополярный мир таит в себе еще больше угроз, чем однополярный имевший место в период единовластия США. "В многополярном мире много разных вызовов и угроз, которые уже не регулируются как прежде из одного центра - США. Ныне каждому политическому игроку придется защищать свои интересы в хаосе вызовов и претензий исходящих от окрепших стран-конкурентов", - завершил Коэн.

По мнению старшего сотрудника Международного института стратегических исследований (Великобритания) Оксаны Антоненко, совершенно обоснованы опасения Азербайджана по поводу подписанных в Цюрихе протоколов между Арменией и Турцией. По ее словам, присутствует также беспокойство по поводу того, что нынешний позитивный сдвиг в разрешении Карабахского конфликта, наметившийся по итогам встреч президентов Азербайджана и Армении, может внезапно обернуться обратным процессом и вернуть переговоры на прежний уровень, что весьма нежелательно.

"Если в Грузии шансы на разрешение конфликта очень туманные, то в процессе по Нагорному Карабаху сейчас виден явный прогресс на пути к решению. Евросоюз должен подготовить конкретный план по продвижению переговорного процесса вперед. План должен включать в себя предложения по тому, каким способом достичь диалога между гражданским обществом Азербайджана и Армении, и как добиться возвращения беженцев", - резюмировала Антоненко.

А выступивший старший научный сотрудник грузинского Фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе, отметил, что России должно быть выгодно иметь по соседству стабильную и развивающуюся Грузию.

"Мы надеемся, что с помощью цивилизованного мира в РФ поймут, что лучше иметь доброго соседа, чем нестабильное государство. Ведь признание Россией Абхазии и Южной Осетии в качестве суверенных государств не изменило международный статус этих территорий, не привело к изменениям в правовой и политической плоскости, но затруднило урегулирование этих конфликтов. Надеюсь, что для правительства Грузии произошедшее станет уроком и будет правильно проанализировано", - сказал Гегешидзе.

"Тесные отношения Грузии с Западом и НАТО не приводят к гарантированию безопасности Грузии. Мы изучаем уроки и приходим к выводу о необходимости создания регионального международного механизма безопасности. В Грузии происходит процесс демократического обновления. Нам нужна новая стратегия отношений с Абхазией и Южной Осетией. Без мира в регионе невозможно его развитие", - отметил грузинский эксперт.

По его мнению, если раньше, до августа 2008 года, в мире говорили о грузино-абхазском и грузино-осетинском конфликте, то сейчас налицо грузино-российское противостояние, ставшее следствием глобального конфликта между Западом и РФ. "Сторонам следует прояснить, на каких условиях будут строиться отношения между Россией, Западом и НАТО. Будут ли диверсифицированы маршруты доставки углеводородов в Европу, в которых участвует Азербайджан, или все пути пройдут через Грузию?" - заявил он.

Гегешидзе заверил участников конференции в том, что политика Грузии не изменится, ни одно правительство этой страны не пойдет на смену внешнеполитического курса. "Но может быть пересмотрено отношение России к Грузии. Скорого и полного урегулирования российско-грузинских противоречий не предвидится", - подытожил Гегешидзе.

"После распада СССР ведущие мировые центры, к сожалению, вступили в настоящую битву в регионе Южного Кавказа", - заявил первый вице-спикер парламента Азербайджана Зияфет Аскеров. По его мнению, именно эта битва и является одним из основных дестабилизирующих факторов в регионе Кавказа. Все это не в интересах Азербайджана и Грузии.

"Европа хочет, чтобы Азербайджан играл ведущую роль в энергобезопасности Евросоюза - это прекрасно, ну а что нам от этого взамен? Почему, когда на Балканах возникли сепаратистские тенденции, НАТО оперативно применило силу для их разрешения, а когда речь заходит об Азербайджане, то нам предлагают Минскую группу ОБСЕ, которая за 18 лет ничего не сделала? И что нам предлагают - еще 30 лет ждать, пока карабахский конфликт не превратится в палестинский? Я не верю, что все мировое сообщество не может заставить агрессора - Армению выполнить нормы международного права",- сказал вице-спикер азербайджанского парламента.

Аскеров отметил, что становится смешно, когда некоторые политики за рубежом говорят, что карабахский конфликт не разрешается по причине влияния сильной армянской диаспоры США. "Это несерьезный довод, поскольку никакая диаспора не может влиять на политику и интересы страны, являющейся мировым лидером", - сказал вице-спикер.

Первый вице-спикер констатировал, что сегодня международное право полностью попирается и ведущие державы этот факт и не скрывают. Аскеров заявил, что если уже не работает международное право, то пусть ведущие мировые державы об этом открыто скажут с трибуны ООН. "И тогда мы сами будем знать, что делать. Международное сообщество постоянно удерживает нас от решения конфликта военным путем, на что я хочу сказать, что если Азербайджан решит начать войну, то не будет спрашивать об этом США, Россию, Францию и другие ведущие державы. Это будет решением азербайджанского народа и его президента. Судьбу Карабахского конфликта решит азербайджанский народ и армия, а не Вашингтон, Москва или Париж", - резюмировал Аскеров.

А заведующий международным отделом Администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов назвал основной причиной мировых проблем не экономический кризис, а кризис международной дипломатии и политики. "Сейчас в мире наблюдается полное банкротство понятия справедливости. Причиной нарастания напряженности между странами региона, является отсутствие справедливости со стороны ведущих держав при решении международных проблем. В частности мы не видим справедливости со стороны США к нашему региону и Азербайджану". "Банкротство справедливости сейчас является самой большой проблемой современного мира. Об этом в мире мало говорят, но все о нем знают", - констатировал Мамедов, добавив, что такое положение дел не может долго продолжаться в нынешнем глобализирующемся мире.

Далее выступили директор программ Международного института стратегических исследований (Великобритания) Адам Ворд, президент Института исследований проблем безопасности ЕС (Франция) Ирнерио Семинаторе, замдиректора Евразийского Энергетического Центра при Атлантическом Совете США Александрос Петерсон и другие, которые также констатировали недоверие государств к политике ведущих держав мира, к нынешней системе международной безопасности и права.