После крушения СССР на постсоветском пространстве образовались новые государствоподобные формации, которые получили название новых независимых государств. В отличие от России, которая после объявления себя государством-продолжателем СССР и Российской Империи, достаточно быстро сформировала свою новую государственную идентичность, остальные бывшие советские республики пока так и не сумели ответственно осознать свой новый статус.

Бывшие советские республики до сих пор управляются местными элитами не как государства, а как территории. Максимум, на что элиты способны, кроме удовлетворения собственных олигархических интересов - это выполнение функций, обычно присущих местному самоуправлению. То есть поддержание систем жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, правопорядка, образования. Да и то, как показывает практика, не совсем эффективно.

Политический же курс всех новых государственных образований на территории бывшего Союза (за исключением Абхазии, Южной Осетии, а также непризнанного Приднестровья) определяется одним - стремлением обеспечить максимально возможную в существующих обстоятельствах независимость от Москвы. Что является причиной формирования - для создания противовеса России - приоритетных отношений с иными центрами силы - США, Евросоюзом и Китаем. В результате местные элиты в той или иной степени, в зависимости от интенсивности и глубины созданных отношений, становятся пешками Вашингтона, Брюсселя и Пекина на евразийской шахматной доске.

Попытки России изменить ситуацию на постсоветском пространстве с помощью дипломатии заранее обречены на провал. Ведь дипломаты по своему статусу и функциональным обязанностям контактируют с политическими элитами. А политические элиты бывших советских республик, как уже отмечалось выше, озабочены только своими олигархическими интересами и стремлением поддержания независимости от России. Так что максимум, чего можно добиться от местных политических элит - это расширения экономического взаимодействия, которое будет проводиться ими под лозунгом "недопущения перерастания экономического влияния России в политическое". Что, в общем-то и происходит.

Выходом из сложившейся ситуации на постсоветском пространстве могло бы стать налаживание Москвой диалога напрямую с населением бывших советских республик посредством интернет-СМИ. Благо, все постсоветское пространство до сих пор живет в "кириллическом" измерении. Москва, опираясь на интернет и всем понятный русский язык, может "по горизонтали", минуя олигархические элиты бывших советских республик, объединить бывшее постсоветское пространство в единое информационное. И получить таким образом столь необходимое политическое влияние и рычаги для формирования новых элит. То есть Москва должна снова стать Третьим Римом, теперь уже информационным.