Тюменский государственный нефтегазовый университет разработал модель творческого экзамена для технических вузов и абитуриентов 2010 года будет принимать не только по результатам ЕГЭ. Комментируя это решение, ректор ТюмГНГУ Николай Карнаухов говорит, что проблема с творческим экзаменом возникла из-за того, что систему вступительных экзаменов, которая формировалась годами, отменили, а ввели единый государственный экзамен. ЕГЭ имеет право на существование, но только не в том виде, в каком существует сейчас. Хотя бы потому, что он задуман так, что поступить в инженерный вуз может любой человек, который усвоил математику и русский язык. Нам говорят, чтобы рисовать или играть на фортепиано, необходимо быть талантливым человеком, и выделили 26 талантливых специальностей, и для того, чтобы поступить в эти вузы, нужен особый экзамен. А все остальные что - бесталанные?

Вот поэтому мы и хотим с помощью творческого экзамена доказать девочке, имеющей очень высокие баллы по математике, что, например, специальность бурильщика не для нее, что ей нужно хорошо подумать и выбрать действительно то, что ей пригодится в жизни. Ей нужно помочь выбрать специальность, с которой она будет востребована, с которой сможет потом реализовать себя, как личность, как профессионал. И при помощи творческого экзамена проверить, кто действительно может состояться, как инженер. Ведь слово инженер в переводе с французского означает талантливый, изобретательный человек. А с ЕГЭ получилось так, что можно быть талантливых художником, писателем, артистом, но нельзя быть талантливым инженером.

Поэтому я всегда и на всех уровнях доказывал, что нам нужна система специального экзамена при приёме в технические вузы. И мы уже готовы ввести у себя в университете такой экзамен, но окончательное принятие решения будет только в феврале, когда мы должны официально объявить, какие экзамены будут в июле при поступлении в вуз. В чём он будет заключаться? Скажу сразу, что это будет комплексный экзамен, показывающий, что человек может что-то воображать, представлять, а потом уже под это своё воображение подставлять математические формулы и расчеты. Мы должны будем предлагать абитуриенту простые задания, моделировать какую-то ситуацию, например, какую мощность должен развивать человек, везущий на санках ребёнка весом в 10 килограммов. Задача, между прочим, из программы 6 класса, но, давайте честно признаемся, многие ли способны ее вот так сразу решить? А для нас важно увидеть в человеке, пожелавшим стать инженером, способность нестандартно мыслить, наличие изобретательности, способность ориентироваться. Ведь нередко бывает, что имеющий "тройку" по математике, способен на удивительные творческие технические решения, вот это и должен выявить творческий экзамен. И тогда в нашу промышленность придут из вузов талантливые инженеры, которые смогут провести настоящую техническую революцию и сделать страну экономически сильной не только своим сырьевым запасом.