В преддверие третьего всемирного конгресса соотечественников директор департамента по работе с соотечественниками Александр Чепурин заявил на брифинге для прессы буквально следующее: "К соотечественникам сегодня мы относим три основные сегмента: - российские граждане, проживающие за рубежом; - проживающие за рубежом выходцы, если хотите, эмигранты, из Российской Федерации и Советского Союза; - все те, кто, проживая за рубежом, ассоциирует себя с Россией и принадлежит, как правило, к народам Российской Федерации: русские, татары, башкиры, аварцы и т.д.

В своей работе с соотечественниками мы исходим из этого, хотя ныне действующий Закон, принятый в 1999 г., понятие "соотечественник" трактует несколько шире. Если жестко следовать этому Закону, то к соотечественникам нужно относить всех проживающих на бывшем постсоветском пространстве, в т. ч. принадлежащих к титульным нациям. А также жителей тех стран, которые входили в Российскую империю, допустим Финляндии, Польши и т.д. Надеюсь в новой редакции Закона понятие "соотечественник" будет сужено, чтобы четко и грамотно определить те категории, с которыми Российская Федерация активно работает и поддерживает позитивную связь как с соотечественниками".

В этой связи напомним, что в соответствии с федеральным законом Российской Федерации 1999 года "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", соотечественниками являются: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

Оставим за скобками саму возможность вольной трактовки чиновником законов Российской Федерации. Остановимся на более важном моменте.

Дело в том, что в преамбуле закона 1999 года о соотечественниках записано, что он базируется на концепции правопреемства России в отношении Российской империи и СССР. Закон гласит буквально следующее: "Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)".

И определение соотечественника в данном законе, под которое подпадают граждане СССР, а также потомки подданных Российской империи и граждан СССР, было составлено исходя из записанной в преамбуле концепции правопреемства России в отношении Российской империи и СССР. А значит, попытки Александра Чепурина трактовать статус соотечественника уже, не включая в него представителей титульных национальностей стран, входивших в Российскую империю и СССР, являются не чем иным как посягательством на концепцию правопреемства России в отношении Российской империи и СССР.

Напомним, что концепция правопреемства России в отношении Российской империи и СССР была принята в самом начале 1992 года и является краеугольным камнем современной российской государственности. Благодаря, кстати, именно этой концепции Россия сохранила за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН.