Белоруссия, Украина и Литва могут обсуждать совместную схему транспортировки в Литву азербайджанской нефти. Такую точку зрения высказал 9 декабря корреспонденту ИА REGNUM Новости доцент МГИМО МИД РФ Кирилл Коктыш.

Напомним, что 8 декабря в ходе встречи министров иностранных дел государств ЕС и стран, состоящих в программе "Восточное партнёрство", Белоруссия, Украина и Литва предложили её участникам ряд совместных проектов в области "энергетической безопасности".

"От нефтепровода "Одесса-Броды" нужно проложить не больше ста километров трубы до белорусской части нефтепровода "Дружба". В результате получается готовый нефтепровод, который идёт через оба белорусских НПЗ и заканчивается на литовском нефтяном заводе в Мажейкяе", - считает эксперт.

"У Литвы есть свой простаивающий НПЗ в Мажейкяе, в Белоруссии функционируют ещё два завода. Насколько это строительство оправдано экономически - вопрос отдельный по той простой причине, что ввозить нефть издалека всегда дороже, чем получать её фактически на месте", - отметил политолог.

"Этот проект может быть подаваем как недружественный, хотя в рамках этих стран он будет позиционироваться как попытка обезопасить себя. Это демонстрация определённой степени недоверия к России и желания диверсифицировать энергетические источники. Это давний проект, но до сих пор из-за экономических вопросов он оставался нереализуемым. К этому трудно относится как к чему-то, что уже запущено", - сказал Коктыш.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости, насколько определено участие Белоруссии в этом проекте, эксперт сказал: "Цена вопроса небольшая. Достройка ста километров нефтепровода - это не так много. Вопрос в том, сколько будет стоить эта нефть и хватит ли её, чтобы наполнить трубу. Существуют серьёзные опасения, что она будет дороже российской нефти. Поэтому можно сказать, что мы имеем дело со страховкой на случай, если Россия будет демонстрировать "нерыночное поведение". Это традиционное подозрение Восточной Европы, которое Россия долго и упорно пытается развеять".

"Что же касается перспективы наполнения трубы азербайджанской нефтью, то на этот вопрос нет ответа. Действующий нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан до сих пор не выведен на полную мощность. Не ясно, может ли Азербайджан в должной мере заполнить хотя бы эту трубу. Это является знаковым фактором", - подвёл итог Кирилл Коктыш.

Напомним также, что, как сообщало ИА REGNUM Новости, 8 декабря министр иностранных дел Украины Пётр Порошенко рассказал о том, что в первой половине февраля будущего года планируется встреча глав МИД Белоруссии, Украины и Азербайджана с целью обсуждения проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Этот проект подразумевает транспортировку каспийской нефти в Европу в обход России. По словам представителя президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдана Соколовского, Еврокомиссия положительно оценила обоснование проекта