Обзор СМИ Алтайского края с 7 по 11 декабря 2009 года

Послание президенту. Чиновников в Алтайском крае станет меньше. Семеро глав сельских администраций обратились к губернатору Алтайского края с открытым письмом: ваш бюджет на 2010 г. заставляет нас перешагнуть ту черту, за которой пойдет необратимое массовое умирание сел. Патруль расстреляли грабители?

"Удивительные зачастую бывают совпадения в нашей жизни. В тот день, когда Владимир Путин во время "прямой линии" объявил стране, что пик экономического кризиса пройден, коллектив рубцовского завода "АлтТрак" распространил открытое письмо Дмитрию Медведеву с требованием скорее отправить в отставку премьер-министра и правительство как неспособных "решать те проблемы, которые стоят сегодня перед Россией", - пишет 7 декабря редактор газеты "Ваше дело" Максим Герасимюк.

"Конечно, никаких отставок не последует, - продолжает далее автор. - До 2012 года еще далеко, ВВП и ДАМ прекрасно знают об этом и пока стараются прилюдно демонстрировать некое подобие единства. Но, возможно, мы становимся свидетелями нового социально-политического тренда: попавшие в беду из-за кризиса люди начинают воспринимать десятилетие Путина как период, когда "ничего не было сделано по кардинальной модернизации экономики страны". Открытое письмо рубцовчан - это не просто жест отчаяния. Ведь в коллективном послании досталось, в общем-то, и президенту ("ответ вашей администрации на второе обращение рубцовчан о том, что оно направлено в администрацию Алтайского края, на наш взгляд - это фикция и издевательство"). Но если на Медведева работники "АлтТрака" еще надеются, то на человека, который пашет как "раб на галерах", - уже нет".

Автор выражает уверенность, "что ни Путин, ни Медведев в ближайшие дни в Рубцовск не приедут. Открытое письмо заводчан никому не поможет. А еще одно Пикалево на юге Алтая вряд ли повторится, поскольку на рубцовской ситуации политических вистов никто, кроме коммунистов, не в состоянии сегодня набрать. Все потому, что конфликт возник не по вине различных бизнес-структур, как это было в Ленинградской области. Это в Дерипаску можно было гневно кидаться ручкой, а олигархов пожиже разводить по углам и таскать за волосы. За разорение "АлтТрака" государству придется выпороть не только собственника предприятия, но и самое себя. За непродуманную промышленную политику последних лет, за недальновидное использование накопленных резервов, за слабость на международной арене, если никакие переговоры на высшем уровне не могут заставить азиатских партнеров покупать Т-402.01".

Также Максим Герасимюк подчеркивает: "Тем не менее работники завода предлагают в письме свой план спасения. Он очень простой на первый взгляд и в то же время вряд ли осуществимый. Инициаторы послания президенту считают, что необходимо стимулировать традиционный среднеазиатский рынок сбыта (а именно - "целевым образом профинансировать Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Туркмению на приобретение техники "АлтТрака"), запустить лизинговые механизмы внутреннего рынка ("путем увеличения уставного капитала "Росагролизинга" и "Россельхозбанка" и целевым образом на приобретение новой техники "АлтТрака"), модернизировать отечественное сельхозмашиностроение, снизить стоимость кредитных ресурсов, прекратить уголовное преследование топ-менеджеров, что задерживают зарплату более двух месяцев. Все это можно было бы выполнить в отдельности. Но для реализации всех пунктов плана у работников "АлтТрака" нет времени, а у государства - средств. К тому же авторы письма не указали, на мой взгляд, самого существенного. Того, что их многострадальный трактор способен хоть как-то конкурировать с лидерами современного мирового рынка. Если об этом не пишут, значит, сами в нем не уверены".

"По правде говоря, я плохо понимаю, как можно спасти предприятие, у которого на начало 2009 года одних только долгов по налоговым платежам с учетом пени и штрафов было 1,426 млрд. рублей. Это официальные данные краевой налоговой службы, и вряд ли за прошедшее время они изменились в лучшую для "АлтТрака" сторону. При заявленной стоимости одного трактора $ 52 тыс. заводу нужно иметь гарантированный сбыт примерно в 1000 тракторов ежегодно. И только для того, чтобы рассчитаться с бюджетом. Поэтому я не вижу и не понимаю перспектив "АлтТрака". Об этом нужно честно сказать", - резюмирует редактор газеты "Ваше дело".

Чиновников в Алтайском крае станет меньше: уже в начале нового года "бесценный" - по отзывам краевых властей - опыт Змеиногорского объединения получит распространение и в других районах Алтайского края. Планируется объединение сел и, как следствие, сокращение "лишних" администраций. Почему же сельское население не радуется тому, что расходы на содержание муниципального аппарата сократятся, - узнавали журналисты телепроекта "Наши новости" (сюжет от 9 декабря).

Как отмечается в сюжете, пять сельских советов должны бесследно исчезнуть в 2011-м году и в Шипуновском районе. А их осиротевшие деревни передадут в приемные руки администраций соседних сел. По алгоритму, прописанному в законе, одним из условий для сокращения чиновников является согласие их избирателей, поэтому уже на март в селах назначен референдум. Но жителям этих деревень и голосование не нужно, чтобы принять решение - власть они хотят сохранить свою, родную.

Надежда Туманова, жительница села Ильинка Шипуновского района: "Деревня еще живет, жизнь в ней еще теплится, понимаете, и если закрыть или объединить, - а это значит закрыть, лишить нас власти, без власти - это хаос. Все!".

"Сельские чиновники в Ильинке, как и в большинстве других небольших сел с населением около тысячи человек,- это на сегодня три-четыре сотрудника администрации. Экономия малоочевидная: их заработная плата - в среднем 5-7 тысяч рублей, на этом в большинстве случаев и заканчиваются расходы на содержание сельского аппарата, ведь собственных зданий многие давно уже лишились в пользу той самой экономии. Так и в Ильинке: под одним флагом в двухэтажном здании и сельсовет, и детский сад, и ФАП, и библиотека. И что особенно интересно - содержится все это в последнее время на сельские налоговые сборы, - на собственные рубли и живет деревня", - отмечают "Наши Новости".

Анатолий Булгаков, глава администрации Ильинского сельского совета: "Говорят, затраты уменьшаться, а засчет чего они могут уменьшиться? На 2009 год у нас не было дотаций ни одного рубля, мы жили без дотаций. На 2010-й нам дали 83 тысячи".

Зоя Переверзева, директор МОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа": "Не будет сельского совета - это 100% не будет и садика и закроется клуб!".

Как подчеркивают журналисты телепроекта, постановлением губернатора Алтайского края определены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. С целью оптимизации в этом году главам районов предложено пересмотреть структуру муниципального аппарата на местах. Рекомендации к сокращению таковы: число чиновников предлагается ограничивать, исходя из количества населения.

Так, например, населенному пункту с числом жителей от трех до пяти тысяч человек - положено иметь пять чиновников, если население от 500 до 1000 человек - три чиновника, до 500 человек - не более двух чиновников. В городах с населением свыше 500 тысяч (то есть только в краевой столице - Барнауле) главе рекомендуется иметь не более шести замов, в городах с населением от 150 до 500 тысяч человек - не более четырех, и так далее. Таковы сегодня квоты на чиновников.

Семеро глав сельских администраций обратились к губернатору Алтайского края с открытым письмом, текст которого 7 декабря опубликовало ИА "Банкфакс". Ниже предлагаем нашим читателям ознакомиться целиком с письмом: "К Вам обращаются главы сельских администраций Змеиногорского района, а также поддерживающие их руководитель депутатской группы "Справедливая Россия" Змеиногорском районном Совете депутатов и председатель Совета местного отделения партии "Справедливая Россия в Змеиногорском районе.

Мы обеспокоены складывающейся ситуацией при формировании бюджета на 2010 год. Те контрольные цифры по бюджету, доведенные до нас, и Постановление администрации Алтайского края от 30.10.2009 N 453 "Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления", которые мы обязаны выполнить, ставят глав сельских администраций в тупиковую ситуацию по исполнению своих полномочий согласно Федерального Закона N 131 ФЗ.

Мы понимаем складывающуюся ситуацию в стране в связи с кризисом и выдвигаемую концепцию руководства края - жить по доходам. Но что делать тем муниципалитетам, которые далеко не по своей вине не имеют этих доходов? Основным источником доходов для сельских администраций является земля, однако налог на эту землю устанавливается не сельскими муниципалитетами и не меняется уже с 2007 года. Арендная плата за землю также осталась на уровне 2007 года, и 50% перечисляется в бюджет района, хотя еще в 2006 году 100% этой платы зачислялась в местный бюджет. Как жить по таким доходам, которые заведомо ограничены, а расходы с каждым годом растут (электроэнергия, горючее, коммунальные платежи).

Было бы понятно, если бы земля пустовала, но земли обрабатываются полностью, нет ни одного брошенного гектара, но и нет цены на произведенную продукцию. В этом году зерно, взятое с таким трудом, лежит невостребованное. На земле стало невыгодно работать, поскольку получаемые доходы не покрывают затраты на произведенную продукцию. Население "сбрасывает" дойное стадо, так как цена на молоко не покрывает затраты на содержание коров. Работоспособная часть населения уезжает на Север, на вахтовые работы.

Все эти перечисленные и другие факторы напрямую отрицательно влияют на доходную часть местных бюджетов. Большая часть глав местных администраций работают по третьему сроку на этих должностях, и все эти годы сельские бюджеты формировались по остаточному принципу, с дефицитом. Такие бюджеты позволяют главам сельских администраций исполнять свои полномочия, возложенные Федеральным законом N 131 ФЗ, только на минимальном уровне, да и то не по всем пунктам. На сегодняшний день сокращать сельские бюджеты уже некуда, иначе мы перешагнем ту черту, за которой пойдут необратимые процессы по умиранию сел, в малых селах эти процессы уже идут.

Согласно Постановления администрации Алтайского края от 3010.2009 N 453 "Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления" в сельских администрациях предстоит сокращение штатов. В результате сокращения увеличится и без того большое количество безработных района. Но даст ли нам это сокращение положительный результат? В этом у нас большое сомнение. Зарплата наших муниципальных служащих сегодня приближена к установленной минимальной заработной плате. От экономии на управлении мы сельские бюджеты не поправим, в цифрах это составит в среднем по 250 тысяч рублей на одну администрацию. Не такие уж и значительные суммы, зато потеряем значительно больше. Уйдут грамотные, обученные специалисты, а оставшиеся не смогут физически выполнять тот объем работ, который естественно мы сократить не сможем, потому что полномочия сельских администраций никто не отменит. Это отрицательно скажется на качестве решения вопросов местного значения муниципальных образований, в том числе и на обеспечении наполняемости местных бюджетов. И никто не дает гарантии, что оставшаяся часть сотрудников выдержит при низкой зарплате такую нагрузку и продолжит работать.

Сельская администрация - это последнее звено власти, которое работает непосредственно с населением. Ничего, кроме недовольства населения, этими действиями мы не вызовем. И пусть, как всегда, будут виноваты главы поселений, но кому от этого будет легче? Выход из этого положения мы видим только в том, чтобы бюджет на 2010 год для сельских поселений оставался на уровне 2009 года".

6 декабря в Барнауле погибли два милиционера, которые пытались задержать подозреваемых в совершении преступления. Один из бандитов открыл стрельбу. Командир отделения батальона ППС Виталий Домнин и милиционер Александр Нефедкин получили смертельные ранения и скончались по дороге в больницу.

Задержание происходило на площадке между этажами в жилом доме, где в это время находились дети, поэтому у милиционеров не было возможности применить оружие. Одного ребенка закрыл собой сотрудник милиции. Это событие вызвало общественный резонанс в СМИ. Разные издания выдвигали свои версии произошедшего.

Так, Сергей Тепляков в номере от 8 декабря газеты "Алтайская правда" предполагает, что патруль расстреляли грабители (милиционеры шли ловить мелкого жулика, а налетели на крупных).

"Они заступили на дежурство в пешем патруле с 14 часов до 2 часов ночи, - рассказал "Алтайской правле" командир полка ППС Юрий Малицкий. - В 18.55 поступил вызов с Юрина, 206 - жители сообщили, что кто-то снимает электросчетчики. Нефедкин и Домнин пошли туда".

Автор пишет: "Возможно, не слишком серьезный повод - снимают счетчики - стал причиной того, что опытные в общем-то сотрудники (Домнин был в Чечне дважды) вошли в дом без особой опаски. Как потом выяснилось, в счетчиках копался электрик, но до него милиционеры не дошли. "В подъезде они столкнулись с двумя парнями, которые несли в руках увесистые сумки, - пояснил "АП" один из сотрудников милиции. - Парни, увидев милиционеров, бросились бежать наверх. Нефедкин и Домнин - за ними. Один из убегавших начал стрелять".

По данным издания, очевидцами перестрелки стали двое пацанов 14 и 15 лет. По одним данным, они грелись на одной из площадок. По официальной версии, Нефедкин и Домнин не начали стрелять именно потому, что боялись попасть в мальчишек.

"Все произошло за минуту-две, - продолжает далее автор. - Житель квартиры N 29 Олег пояснил нам: "Лежал на диване и в полудреме слышу "бах-бах-бах-бах". Сначала думаю: "Петарды?" Потом думаю: "Не похоже". Житель квартиры N 43 (четвертый этаж) Николай в этот момент как раз курил в коридоре: "Слышал внизу какой-то разговор, а потом стрельба и топот - кто-то понесся по лестнице"... Вполне вероятно, Николай слышал как раз гревшихся пацанов".

Преступники стреляли четыре раза, каждый из милиционеров получил по две пули: в грудь и в голову. Житель квартиры N 71 Сергей говорит: "Я вышел в магазин, пошел по лестнице пешком, а на третьем этаже милиционеры не пускают. Смотрю - двое лежат. Один уже молчал, второй еще хрипел"...

"Хронология событий сейчас устанавливается. В подъезде две лужи крови - одна на площадке между первым и вторым этажами, еще одна - на площадке между вторым и третьим. В распоряжении следователей также спортивная шапочка, которую потерял один из преступников. При этом стрелявшие скрылись с места происшествия, не забыв свои баулы. Однако об ограблении из дома никто пока еще не заявлял. К тому же жители его не выглядят богатеями, ради имущества которых стоит идти на убийство. Также в доме нет ни наркоточки, ни подпольных бутлегеров", - заканчивает на этой ноте свой материал Сергей Тепляков.

Журналисты газеты "Комсомольская правда" на Алтае" Ольга Ведерникова и Ольга Петрова в номере от 9 декабря выдвинули свое предположение: "Барнаульские милиционеры, прикрывшие детей от пуль, стали жертвами профессиональных киллеров. Милиционеры просто оказались не в то время, не в том месте".

Об этой версии "Комсомолке" сообщил анонимный источник в правоохранительных органах, имеющий непосредственное отношение к раскрытию дела. "По понятным причинам информаторы не хотят называть свои фамилии, ведь картина произошедшего пока доподлинно не определена. Постоянно появляются новые сведения. Однако все наши источники информации как один говорят, что это случай из тех, когда люди (в данном случае - милиционеры) оказались не в то время, не в том месте. Как бы печально это не звучал", - пишет издание.

Авторы отмечают: "Восстанавливая картину случившегося в ходе следственных экспериментов, специалисты определили, что преступник находился в очень выгодном положении - милиционер его не видел, а вот в обзоре убийцы была голова Виталия Домнина. Стрелял отморозок очень уверенно и метко - рука не дрогнула: из семи выстрелов семь попаданий в сотрудников причем именно в головы и шеи. Эти сведения говорят о том, что убийца - человек весьма хладнокровный, подготовленный - ну чем не киллер? По словам профессионалов, шансов выжить у Виталия Домнина, который забежал в подъезд первым, практически не было. А вот что касается Александра Нефедкина, по-хорошему, если бы ребята сразу сориентировались (один мог выбежать на улицу и подпереть дверь подъезда до прибытия подкрепления), он мог бы остаться цел. Но все решали секунды... Возможно, если бы на месте оказались представители другого подразделения милиции, которые проходят специальную подготовку по захвату вооруженных преступников, обошлось бы без жертв. А у погибших милиционеров полка ППС не было даже бронежилета..."

"В доме по улице Юрина, 206, где произошла трагедия, у убийц, возможно, был схрон. Судя по всему, в тот день они пришли забрать оружие, чтобы использовать его в деле. Каком именно - разбое, ограблении или заказном убийстве, - пока остается только догадываться. Скрываясь с места происшествия, убийцы поймали такси (либо запрыгнули в первое попавшееся, либо все-таки приехала машина, которую они вызвали ранее) и, угрожая водителю, приказали ехать в нужном им направлении. В районе улиц Юрина-Новороссийской шофер успел крикнуть в рацию "Сотка!", что у таксистов является обозначением опасности, и выпрыгнул из автомобиля. Правда, отморозки успели нанести ему несколько ножевых ранений. После чего сами скрылись в неизвестном направлении. Личности бандитов до сих пор не установлены. Но правоохранители полагают, что это местные уголовники", - пишет "Комсомольская правда" на Алтае".