На Тверском вагоностроительном заводе, производящем вагоны для "Невского экспресса", при проектировании и производстве вагонов завод выполнял нормы и сертификационные требования. Правда, требования эти, как уточняет завкафедрой Петербургского государственного университета путей сообщения Юрий Бороненко, введены еще в 1983 году. Завод проводит сертификационное испытание, что-то типа краш-теста. Испытание происходит на скорости примерно 12-13 км/ч, сообщает Forbes (автор Игорь Попов) со ссылкой на главного конструктора Тверского вагоностроительного завода Ивана Ермишкина. При этом отмечается, что поезд идет в 16 раз быстрее.

Почему российские железнодорожники не проводят полноценных краш-тестов? "В документах по сертификации испытания на живучесть не предусмотрены, это очень дорого", - говорит Анатолий Смирнов, руководитель испытательного центра НВЦ "Вагоны" (занимается проектированием, модернизацией и ремонтом подвижного состава).

Издание отмечает, что на Западе краш-тесты пассажирских поездов уже более 10 лет проводит Федеральная железнодорожная администрация США: железнодорожники нанимают частную компанию, которая рассчитает вероятность получения травм от перемещения предметов внутри вагонов, в том числе и кресел. Крупные производители подвижного состава, например Bombardier и Siemens, самостоятельно проводят испытания техники на живучесть. По отчету европейского подразделения Bombardier, с 1994-го по 2005 год компания провела около 10 краш-тестов, в том числе и до полного разрушения кабин локомотивов. Ударная нагрузка при испытаниях соответствовала столкновению вагона весом 40 т с препятствием на скорости 44 км/ч. На испытательных стендах Bombardier проверяются отдельные элементы подвижного состава. Например, на скорости 160 км/ч ветровое стекло расстреливается из воздушной пушки четырехкилограммовым снарядом, колесные тележки получают удар 22 кг на скорости 127 км/ч.

Тверской вагоностроительный завод недавно приобрел программы для математического моделирования поведения вагонов при столкновениях, но использует их, по словам Ермишкина, "факультативно". "Критериев оценки нет, что должно произойти на одной скорости, что на другой, - объясняет конструктор. - На краш-тесты тоже можно пойти, хотя они и дорого стоят. Если они будут в нормах, мы их будем проводить".

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, в в результате подрыва 27 ноября 2009 года поезда "Невский экспресс", следовавшего по маршруту "Москва - Санкт-Петербург", погибли 26 человек, 90 пострадали. В связи с крушением Генеральная прокуратура РФ проведет в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта и государственном учреждении "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" проверку соблюдения законодательства при выдаче сертификатов соответствия на пассажирские вагоны, используемые в скоростных поездах. По имеющейся в настоящее время информации, из-за резкого торможения в пострадавших вагонах значительная часть пассажирских сидений была сорвана с креплений, а перегородки разрушены, - сообщают в Генпрокуратуре.

Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) -предприятие по производству различных типов пассажирских вагонов локомотивной тяги. Форма собственности: смешанная, с долей государства в капитале 42,5%. Входит в состав ЗАО "Трансмашхолдинг". "Трансмашхолдинг" -поставщик подвижного состава для ОАО "Российские железные дороги". Компания была создана в 2002 году. Её единственный акционер - The Breakers Investments BV (Голландия).