Своё видение проблемы создания Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана изложил 21 декабря для ИА REGNUM Новости заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев.

С моей точки зрения, тот план, который был подписан тремя президентами в Ак-Булаке, расценивается позитивно, поскольку он задаёт определённый алгоритм в работе национальных правительств. Для правительственных экспертов и чиновников важно, что в такой краткий период им необходимо подготовить всю нормативную базу, согласовать её и выйти на единые параметры. То, что для всего этого установлен срок в два года, будет подстёгивать чиновников к более плодотворной и активной работе.

Что касается реалий создания ЕЭП, то мне кажется, что в исторической перспективе это дело более далёкого будущего, поскольку сам процесс достижения компромиссов, который просто необходим на этом пути, требует более длительного времени. Интересы государств по многим вопросам не совпадают. Естественно, это будет вызывать определённую напряжённость и, может быть, приводить к конфликтам. Поэтому на первом этапе важно запустить программу создания единого таможенного пространства, полностью сосредоточившись на этом. Дело в том, что опыт создания такого таможенного пространства уже есть, и он негативен. В середине девяностых годов попытка создания таможенного союза этих жё трёх государств уже была, и она оказалась неудачной. Белоруссия удержалась в одном таможенном пространстве с Россией потому, что её другой важный экономический партнёр, Евросоюз, заморозил соглашение о сотрудничестве и партнёрстве с Минском от 1995 года. Естественно, Белоруссия вынуждена была ориентироваться на Россию в построении своих таможенных правил. Несмотря на всё это, за 14 лет к единым таможенным тарифам и пониманию одних и тех же норм два государства так и не пришли. У них сохраняются противоречия по весьма чувствительным вопросам торговли, и они не урегулированы. Сохраняются и квоты, и пошлины на нефть, сохраняется и непонимание сторонами своей роли в этом едином таможенном пространстве.

Естественно, создание Единого экономического пространства в этих условиях было бы невозможно. Десять лет существования Союзного государства это показали. Поэтому главным здесь является то, чтобы на новом этапе, в период мирового финансового кризиса, перешедшего в экономический, три страны осознали общность своих интересов хотя бы в плане торговли и транзита. Необходимо искать компромисс для создания единой таможенной зоны, её превращения в зону свободной торговли, и только затем на каком-то новом этапе строить на этой базе Единое экономическое пространство.

Кроме того, важным вопросом является введение единой валюты. Здесь понимания у сторон нет, и это отодвигает реальные условия, которые могли бы запустить Единое экономическое пространство. У Минска есть свои взгляды на этот вопрос. К примеру, программу введения единой валюты не удалось осуществить в рамках Союзного государства. Белоруссия, похоже, давно поставила на ней крест. Поэтому говорить о том, что к 2012 году реально будет создано Единое экономическое пространство, я бы не стал. К этому надо стремиться, но очевидно, что это займёт более длительный срок.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, 19 сентября президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали в Алма-Ате соглашение о создании Единого экономического пространства трёх государств. Согласно этой договорённости, с 1 января 2012 года на территории СНГ начинает действовать экономическое содружество, обладающее единым рынком товаров и услуг и ведущее согласованную экономическую политику, внутри которого также обеспечивается свободное движение капиталов и рабочей силы.