Отток славянского населения, а также части казахского городского населения, не знающего казахский язык, может начаться, если власть не сядет с национал-патриотами за разработку внятного механизма по внедрению государственного языка. Но самые сложные проблемы начнутся после - считает социолог Института политических решений Ирина Черных. По ее мнению, Казахстан в обозримой перспективе может получить серьезную миграцию профессиональных кадров, преимущественно городского населения. А сможет ли потом страна реализовать инновационно-индустриальную программу с тем населением, которое останется?

ИА REGNUM: Каким был 2009 год с точки зрения общества?

Социологический опрос, который мы провели в ноябре, по сути впервые за целый год показал улучшение показателей. Феноменальным был показатель того, что на протяжении всего этого года, несмотря на то, что население фиксировало ухудшение своего экономического положения, и несмотря на то, что у нас росли показатели, которые демонстрировали, что растут страхи и опасения населения, несмотря на все эти вещи, достаточно в обществе был зафиксирован высокий уровень толерантности. То есть, по сути, население толерантно относится к существующей ситуации. И на ноябрь месяц уровень толерантности составил 72%. То есть 72% городского населения Казахстана спокойно относится к ситуации, существующей в период экономического кризиса. И у нас пошли позитивные показатели, у нас пошло снижение опасений в обществе относительно последствий экономического кризиса. То есть совокупный индекс отрицательных оценок экономической ситуации впервые за весь период мониторинга достиг своего нижнего пика и составляет 72,4%. Также пошло снижение опасений населения относительно того, что я могу потерять работу, снижается мой уровень дохода, увеличиваются цены на продукты. Здесь население также стало демонстрировать меньшие показатели. Пошло вниз снижение уровня опасений населения. Более того, в ноябре мы зафиксировали большой рост позитивных настроений общества, связанных с деятельностью правительства и премьер-министра. Уровень доверия к кабинету министров и лично к Масимову также вырос в ноябре.

ИА REGNUM: Почему? Ведь ноябрь - довольно сложный месяц. Первая причина: население адаптировалось к условиям кризиса и привыкло жить в кризисной ситуации. Это не воспринимается настолько драматично как, к примеру, девальвация тенге. Есть некий уровень терпимости, 72% толерантного населения, и мы привыкли жить в кризисных условиях. Вторая вещь: все-таки правительство принимало какие-то программы, и эти программы можно оценивать по-разному, но в массовом сознании фиксируется то, что есть программа дорожная карта. То есть программа, которая, в принципе, обеспечивает наиболее уязвимые слои населения работой, пусть сезонной работой, но есть. Ноябрь - это еще и осенний период, когда цены на сельхозпродукцию приемлемые, рынки завалены, и сельхозпродукция доступна. Кроме того, и премьер-министр, и президент выступают с какими-то программными выступлениями, новыми программными идеями, прорывными идеями. У президента была целая серия выступлений, в том числе в Казахском национальном университете, по созданию интеллектуальной нации. Кабинет министров выходит с программой форсированной индустриализации, и СМИ достаточно грамотно пиарят эти вещи. В сознании обывателя создается впечатление, что, в принципе, все не так плохо. Есть какие-то вещи, где мы даже развиваемся эффективно. Еще один момент: улучшаются макроэкономические показатели Казахстана. Это отмечают не только внутренние экономисты, это фиксируют экономисты международного уровня. И опять СМИ дают об этом информацию, у обывателя складывается впечатление, что, в принципе, ситуация налаживается. Было сделано заявление главы правительства о том, что с 1 января мы повышаем пенсии и стипендии на 25%. Была введена программа льготного финансирования для студентов, тех, кто платит за свое образование. Это все в целом влияет на то, что эмоциональные настроения населения улучшаются.

ИА REGNUM: Насколько население следит за исполнением программ?

Напрямую мы этот вопрос не задавали. У нас он был поставлен иначе: "Информированность населения об антикризисных действиях правительства. Можете ли вы сказать о себе, что находитесь в курсе антикризисных действия правительства?". Ответы были такие: "Не совсем, обращаюсь к СМИ от случая к случаю" - 48,7%. "Да, полностью, регулярно слежу за этой информацией в СМИ" - 23,3%. Показатель не очень большой. Если говорить о совокупном информировании населения об антикризисных действиях правительства, то на ноябрь это 72%.

ИА REGNUM: То есть можно говорить о том, что люди в принципе интересуются политикой?

Они интересуются политикой постольку, поскольку это касается непосредственно их жизни. Покупательная корзина, уровень доходов.

ИА REGNUM: А что может изменить эти цифры, на ваш взгляд?

Ухудшить? Мы запустили новый ежемесячный опрос. И я могу предполагать, что сейчас цифры изменятся, но, наверное, незначительно. С одной стороны, заканчивается программа "Дорожная карта". Это сезонная программа, и вновь, достаточно остро, встанет вопрос о занятости. С другой стороны, приближаются Новогодние праздники, и, как, это не парадоксально, человек всегда связывает свои настроения с Новым годом, и это позитивные настроения. Посмотрим, как изменятся цифры. Может быть, они останутся на том же самом уровне, а может быть, даже увеличится позитив.

ИА REGNUM: А насколько, на ваш взгляд, власть следит за настроениями?

Власть следит, и очень серьезно. Потому что различного уровня структуры интересуются тем мониторингом, который мы проводим. И когда мы мониторинг заканчиваем и обрабатываем эти результаты, очень большой интерес со стороны СМИ, от местных акиматов. Когда мы выходим, например, с рейтингом акимов, нам звонят с областных акиматов и говорят: предоставьте нам эту информацию, мы хотим ее видеть. Естественно, что власть должна держать руку на пульсе, чтобы ориентироваться в той ситуации, которая есть. Интерес есть, и очень большой.

ИА REGNUM: Раз мы затронули политическую составляющую - каково отношение к партиям?

В ноябрьский мониторинг мы включили несколько вопросов, связанных с партийным строительством в Казахстане. Были приняты новые правила государственного финансирования партий. И население здесь показало очень интересные цифры. Не очень большой процент информированности по партийному строительству среди городского населения. В целом, люди демонстрируют определенный скептицизм относительно новых правил государственного финансирования. Так, например, 26,2% отрицательно оценили нововведение государственного финансирования партий. Это более четверти населения. 15,4% горожан сказали, что эта мера абсолютно бесполезна. И только 13,8% сказали, что мера может быть эффективной.

ИА REGNUM: А как было воспринято осеннее объединение оппозиции?

Это новость, которая не стала рейтинговой. И не стала очень популярной. 34% населения сказали, что они впервые слышат об этой новости. Объединение партий, по сути, привело к тому, что партия потеряла часть своего электората. Мы выстраивали параллельно еще и рейтинг партий. И мы спрашивали у респондентов, если бы завтра были выборы, за какую из партий они бы стали голосовать. И предпочтения распределились следующим образом: "Нур Отан" - 34%, это самый высокий показатель. На втором месте стоит "Ак жол" - 6% всех респондентов, третье место занимает партия "ОСДП Азат", уже объединенная - 2,9%. Объединение двух партий привело к потере определенной части электората. Отдельно партия ОСДП и отдельно партия "Азат" вместе набирали порядка 4, 9%. После объединения - только 2,9%. Это можно объяснить тем, что партии необходимо провести некий ребрендинг. Нужно начинать более массированную политику по позиционированию объединенной партии. Но в целом общество менее политизировано. Опросы показывают, что у нас нет четких целевых групп населения, которые бы шли конкретно за той или иной партией. Во-первых, неосведомленность о политическом или партийном строительстве, во-вторых, достаточно высокий уровень абсентеизма в обществе. Каждый четвертый казахстанец сказал, что я вообще не пойду голосовать. И 20% населения сказали, что голосовать не будут ни за одну партию. И в сумме это почти половина населения, где-то 45% населения. Это масса, с которой необходимо работать. И каждая партия, которая заинтересована в усилении своей деятельности, может работать именно с этой группой населения.

ИА REGNUM: Существует ли связь между низкими рейтингами партий с крайне размытыми идеологическими рамками?

Надо сказать, что партии достаточно слабые в ресурсном смысле. "Нур Отан", которая, по сути, имеет очень сильный административный ресурс, набирает всего 34%. И что говорить о других, оппозиционных, партиях, которые не имеют такого ресурса? Во-вторых, реально ли политические партии ставят перед собой цель работать с населением, решать проблемы населения? Реально ли политические партии хотят делать что-то не для себя конкретно, а для населения? Это же тоже вопрос работы с электоратом. Кроме того, многие лидеры партий работают более на собственное политическое реноме, чем озабочены ситуацией, связанной с экономическим кризисом, положением народа и т.д. Многие политические деятели, я не хочу называть фамилии, очень быстро перекрашиваются и меняют свои политические убеждения. За 2-3 года сначала мы были демократами, потом мы уходим в ультранационализм и начинаем выдвигать националистические лозунги. На самом ли деле человек в это верит или просто хочет привлечь к себе внимание? Многие лидеры, в первую очередь, интересуются своими собственными проблемами, нежели настроениями народа. Вряд ли они что-то реально хотят сделать.

ИА REGNUM: А есть ли хоть одна партия - совокупный проект, занимающийся нормальными человеческими проблемами?

Нет. В принципе, может, я не очень хорошо знакома с ситуацией, у нас есть эксперты по внутренней политике, но мое мнение, что все эти партии, по сути, "карманные". И все партии создавались как проект, не столько для того, чтобы решать реальные проблемы населения, сколько для того, чтобы решать те или иные политические проблемы нашей системы.

ИА REGNU: Спускать пар, например

Да, выпускать пар в том числе. Еще один момент: политические партии могут быть только тогда эффективны, когда они создаются снизу. Инициатива, которая идет от народа. Эти партии могут быть эффективными. Но чтобы такая партия раскрутилась и стала значимой, знаковой и слышимой большинством населения, необходимо время и ресурс

ИА REGNUM: Есть ли база для возникновения таких партий? НПО, общественные организации?

У нас могут создаваться партии, связанные с профессиональной деятельностью той или иной группы населения, условно говоря, сельскохозяйственная партия. И когда начался процесс приватизации земли, такая партия была создана. Но парадоксальность этой партии была связана с тем, что она защищала интересы крупного земельного бизнеса, людей, которые хотели стать крупными земельными магнатами, но не каждого конкретного крестьянина, который мог приватизировать тот или иной земельный надел. Где сейчас эта партия? Все завязано на том, чтобы четко идентифицировать цели, задачи, интересы определенной группы населения и начинать с ней работать. Лидеры, которые могут возникнуть как бы изнутри, должны четко осознавать, на какую группу населения они работают. Можно говорить о партиях, которые могут затрагивать, касаться или выражать интересы большой части населения, но практика показывает, что эти партии неэффективны. Та же Гражданская партия или Партия патриотов. Очень общие установки. Но почему-то за ними тоже не идут. Может быть это связано с уровнем политической культуры населения, может быть с неверием в то, что партия может что-то конкретно сделать. Партии, которые громко шумят, и которых хоть как-то слышно, это партии, раскручивающие националистические лозунги. В частности, пытаются политизировать проблему казахского языка, хотя эта проблема не должна быть политизирована, а должна быть выведена в плоскость прагматизма, как обучить население Республики Казахстан казахскому языку. Это вопрос методик и вопрос продуманной прагматической политики. И не стоит выносить эту проблему и растаскивать ее на какие-то политические лозунги, искать виноватых. А именно этим и начала сейчас заниматься партия "ОСДП-Азат". Они делают какой-то всплеск, связанный с проблемой либо гос. языка, либо с новой концепцией национального единства. Но насколько эти лидеры методично работают для решения этих проблем, которые они обозначают? Покажите альтернативный вариант! И докажите, что этот вариант создания некой новой идентичности в Казахстане более эффективен и приемлем в условиях современного нашего государства. Если вы этого предложить не можете, то критиковать, на самом деле, легче всего. И выходит, что эта партия не столько озабочена интересами и конкретными действиями, сколько просто хочет поднять шум вокруг этой проблемы. Это просто политический популизм.

ИА REGNUM: Популизм на чем-то основан? Проблема существует?

Да, проблема есть. И от 40 до 46% населения, по разным оценкам, в той или иной степени разделяют взгляды ультранационалистов. Это преимущественно сельское население, говорящее на казахском языке. И население, которое не может адаптироваться в городских условиях. Вопросы возникают. Дайте механизм решения проблемы. Чтобы был предметный разговор, какую идентичность вы хотите строить в Казахстане. А самое главное - механизм создания этой идентичности. Если вы говорите о том, что казахский язык до сих пор не стал государственным, это действительно очень серьезная проблема, покажите механизм, как он должен стать государственным. Не ищите крайних, не обвиняйте их, а покажите реальный механизм, что с этим делать.

ИА REGNUM: Если власть представит механизм, начнется отток населения.

Здесь вторая проблема. Давайте искать наиболее оптимальную программу реализации. Какая-нибудь аналитическая группа садится и расписывает худший, лучший и срединный сценарий. Если мы пойдем по пути реализации того, что предлагает партия "ОСДП-Азат", то худший сценарий - это начинается отток населения. Славянского населения, которое не выучило до сих пор казахский язык. Части казахского городского населения, не знающего казахский язык. И давайте посмотрим, что мы получим в итоге. Мы получим серьезную миграцию достаточно профессиональных кадров, преимущественно городского населения. А мы сможем потом реализовать инновационно-индустриальную программу с тем населением, которое останется? Это будет преимущественно сельское население, говорящее на хорошем казахском языке. И что тогда, в этой ситуации, будет с Казахстаном? Давайте мы пропишем эти вещи и посмотрим наиболее адекватный вариант того, что необходимо сделать в Казахстане, чтобы реализовать и все проекты, выдвигаемые президентом, правительством. Могут ли они быть реализованы в этой ситуации? Если нет, то тогда давайте думать о том, а какой оптимальный сценарий сможет устроить большинство населения в Казахстане и может быть выполнен? Может не надо конфронтировать и обвинять Ассамблею в каких-то крамольных мыслях, - дескать, она хочет уничтожить казахскую этническую группу. А садиться вместе в рабочую группу и прорабатывать единый документ, единую программу того, как нам развивать казахский язык. С реальным механизмом. Тогда это будет эффективная работа.