Близкая перспектива членства Литвы в Европейском союзе является одной из главной причин растущего потока иностранных инвестиций в литовскую экономику. Литва имеет выгодное географическое положение, являясь "пограничной" зоной как для Запада, так и для Востока.

Сам по себе рынок Литвы тоже является привлекательным, принимая во внимание тот факт, что уже через год на нем начнут действовать отработанные, общие для всех стран еврозоны, законы ЕС. Например, в Литве практически не осталось банков с литовским капиталом: крупнейшие банки контролируются шведским и немецким капиталом. А несколько месяцев тому назад на этот рынок вторгся и российский капитал: за российские деньги был куплен четвертый по величине банк страны Snoras. То же можно сказать и о средствах коммуникации: монополист на рынке обычной связи, литовский телеком (Lietuvos telekomas) вот уже много лет полностью контролируется шведами. Многие телеканалы принадлежат скандинавским, польским инвесторам. Теплосети Вильнюса и многих других городов страны в долголетнюю аренду взяли французы. Конкурирующие сети супермаркетов, вытеснивших навсегда из страны (даже из самых захолустных городков) допотопные советские "гастрономы" с прилавками, тоже во многом контролируются скандинавами, бельгийцами и представителями других западных государств. Правда, в этой сфере литовский капитал остается сильным конкурентом: система супермаркетов разной величины (Maxima, Media, Minima, T-market) удерживает не только первое место на этом рынке в Литве, но и успешно предложила свои услуги жителям Латвии, а в последнее время и Польши. Традиционно литовской остается автоперевозка грузов.

Если западные страны ищут в Литве новые рынки сбыта, присматриваясь к возможностям выхода на "пограничные" с Литвой восточные страны (Россия, Белоруссия, но также и Украина), то восточные инвесторы, прежде всего российские, смотрят в обратном направлении. В Литве считают, что для них, наоборот, Литва важна в качестве "трамплина на Запад". В Литве уверены, что психологически и технически многим инвесторам намного легче открыть фирму или предприятие в знакомом Вильнюсе, чем ехать это делать в Германию или во Францию. А уже отсюда предлагать товар или услуги "на Запад".

Этим объясняют феномен последних лет, связанный с резким притоком российских инвестиций в Литву: прежде всего это покупка ЮКОСом Мажейкяйского нефтекомплекса, покупка "Газпромом" Каунасской ТЭС и его твердое намерение купить 34% акций "Литовского газа" (Lietuvos dujos) (переговоры находятся на последней стадии), покупка московским "Конверсбанком" известного банка Snoras. Все эти крупные инвестиции имели место в последние год-два, и каждый раз инвесторы не скрывали своих намерений идти через Литву дальше на Запад.

Только за последние три квартала 2002 года прямые иностранные инвестиции в Литву возросли на 18%, а в целом за 2002 год рост составляет около 16% (на 1 января 2001 г. - 10 млрд. 662 млн. литов, а на 1 января 2002 г. - 12 млрд. 585 млн.). В долларах это соответственно приблизительно 3,5 млрд. и 4,2 млрд. (дорожающий вместе с евро, к которому он привязан, лит котируется сегодня по отношению к доллару приблизительно как один к трем). Какие же страны больше всего инвестируют сегодня в Литву? На первом месте идут скандинавы - Дания и Швеция. Это, прежде всего, объясняется давним интересом скандинавских стран к Прибалтике, что гарантировало им хорошее знание местного рынка. Например, датчане больше всего инвестируют в предприятия связи (около половины суммы), но также в обрабатывающую промышленность. Причем инвестиции здесь касаются даже 12 видов обработки, что отражает скрупулезное знание инвесторами возможностей литовского рынка. В Литву (как, впрочем, и в другие постсоветские страны) инвесторов влекут дешевая рабочая сила, а также низкая плата за аренду промышленных объектов и землю. На 1 января 2002 датчане в Литву инвестировали 2 млрд. литов, а на 1 октября 2002 - сумма достигла 2 млрд. 14 млн. литов.

А вот структура шведских инвестиций в Литву: 42,2% - банки, 18,5% - почта и сфера связи, 13,9% - торговля, 10,1% - обрабатывающая промышленность. Общая сумма вложений шведского капитала в Литву на 1 января 2002 составляла 1 млрд. 959 млн. литов, на 1 октября 2002 - 2 млрд. 84 млн. литов.

На третьем месте по общей сумме инвестиций шли недавно США с 1 млрд. 232 млн. литов на 1 января 2002. Однако здесь за последнее время произошли большие изменения: долгие годы занимавшие первую позицию среди инвесторов, США сегодня откатились на 5-е место. Это самая большая подвижка в структуре инвестиций иностранного капитала в Литву. Объяснить такое положение можно двояко: Литва до последнего времени не признавалась в США страной с рыночной экономикой (литовцы, узнавшие об этом, были шокированы). Свою роль в откате США с первого на третье, а затем и на пятое место в списке инвесторов сыграла и продажа Мажейкяйского нефтекомплекса. На 1 октября 2002 американские инвестиции уже составляли лишь 1 млрд. 11 млн. литов. Литовские аналитики надеются на постепенное оживление инвестиций американского капитала в связи с вступлением Литвы в НАТО. Дальше в списке инвесторов места распределяются следующим образом: Германия с 1 млрд. 161 млн. литов на 1 января 2002 (1 млрд. 235 млн. литов на 1 октября 2002). За ней Эстония - 1 млрд. 156 млн. литов (1 млрд. 262 млн. литов на 1 октября 2002). Дальше с большим отрывом следуют страны - Финляндия 721 млн. литов (795 млн. литов на 1 октября 2002) и Великобритания - 668 млн. (671 млн. литов на 1 октября 2002).

Что касается России, то до вышеуказанной интервенции на топливном и банковском рынке ее место в структуре иностранных капиталовложений в Литву было более чем скромным: всего 8-е место на 1 января 2002 года, с суммой в 602,5 млн. литов (два года до этого, на 1 января 2000 эта сумма составляла всего 114,3 млн. литов). Количество российских инвесторов на 1 января 2002 - 119. На одного инвестора приходилось 5 млн. 63 тыс. литов.

Когда будут подсчитаны российские инвестиции после 1 января 2002 года, надо надеяться, Россия переместится на несколько позиций по таблице вверх. Но все равно клич "русские идут!", слышимый иногда из уст литовских правых, даже на взгляд самих литовских аналитиков, не имеет, как видим, под собой больших оснований. Просто в языке существуют идеологические клише, в котором фраза "русские идут!" звучит естественно, а фраза "датчане идут!" - языком не принимается. После российских инвесторов следуют страны, чьи инвестиции составляют меньшие суммы, даже без учета инвестиций российского капитала за последний год: это Норвегия, Швейцария, Польша, Люксембург и Голландия. Бросается в глаза, что в этой группе нет ни Латвии, ни Франции, ни Италии. А Украина занимает последнее, двадцатое, место, с чисто символическими инвестициями всего в 5,6 млн литов на 1 января 2002. Литва может служить барометром для оценки векторных направлений движения капитала этих стран.

Сложнее понять слабую активность польского капитала (и так небольшая инвестиционная активность Польши в Литве снижается еще больше). На 1 января 2002 поляки инвестировали в Литву всего 212 млн. литов. Сравним с маленькой Эстонией: 1 млрд. 156 млн. литов. И это несмотря на более чем дружественные, отношения между странами, ностальгию поляков по периоду общей истории (до второй мировой войны Вильнюс и Вильнюсский край принадлежали Польше) и в целом теплые чувства к Литве (классик польской литературы А.Мицкевич писал: "Литва, моя Отчизна!"). Очевидно, объяснить такое положение можно тем, что польский капитал в огромной мере, в виду грядущего членства в ЕС, сориентирован на завоевание западного рынка. Выбирать Литву в качестве "трамплина" для последующей работы с "восточным" рынком полякам тоже нет большого смысла: ведь они и без этого хорошо знают этот рынок, имеют прямые связи с постсоветскими восточными странами. С другой стороны, работа внутри литовского рынка, на сугубо литовского потребителя, может отпугивать небольшим количеством населения.

Нарекания на слабую активность польских, французских, украинских инвесторов не раз раздавались из уст руководителей Литвы. Однако пока что существенных изменений здесь не видно.

Совершенно непонятна ситуация с ближайшим соседом, партнером по всем интеграционным процессам, Латвией. В то время как эстонцы, несмотря на то, что Эстония не граничит с Литвой, проводят в последние годы агрессивную инвестиционную политику, выйдя по инвестициям за три неполных последних года, обогнав Германию, на третье место в списке инвесторов, латыши на 1 октября 2002 инвестировали в Литву всего 155 млн. литов. Не играют ли здесь роль национальные черты характера? Большой любви между литовцами и латышами никогда не было, что, в общем-то, понятно, если учесть "комплекс брата", близкое родство языков (литовский и латышский языки - единственные сохранившиеся языки из уникальной семьи балтских языков). Существует некий "взгляд сверху" латыша на литовца, проявляющийся в том, что литовец воспринимается латышом как более "ославяненный", более "восточный" тип. Однако можем ли мы объяснить такое положение лишь чертами национальных комплексов? Очевидно, не стоит забывать, что в Латвии немалая часть бизнеса находится в руках не коренных латышей, а русскоязычных. Естественно, что их бизнес в большей мере связан с Россией. Играет, наверно, здесь свою роль и некая зависть, исходящая из конкурентной борьбы за лидерство в регионе (недавно в Латвии было заявлено, что именно Рига может стать новым бизнес-центром региона, в то время как литовцы считают генератором региональных идей Вильнюс).

Какое будущее ждет инвестиции в Литве: прогноз

Естественно ожидать, что со вступлением Литвы в Европейский союз поток инвестиций в страну возрастет. Что, в свою очередь, теоретически должно привести к улучшению и без того хороших экономических показателей (почти 7% роста валового национального продукта за 2002 год) и долгожданному повышению уровня жизни ее рядовых жителей (на который рост экономики пока не производит никакого заметного влияния). Причем можно говорить как о росте иностранных, так и об увеличении внутренних инвестиций. Так из структурных фондов ЕС до 2009 г. намечено получить до 9 млрд. литов инвестиций (сравним эту сумму с инвестициями за все годы независимости Литвы лидирующего инвестора Дании: около 2 млрд. литов). Приблизительно столько же инвестиций ожидается от частного сектора: 9,5 млрд. литов. За счет государственных средств будет за этот период инвестировано около 4,5 млрд. литов. Все это приведет к росту добавочной стоимости прежде всего в области строительства и на предприятиях, изготовляющих строительные материалы. Вырастет также объем услуг, предоставляемых в транспортной сфере и в области торговли. Литовские власти, со своей стороны, пытаются создать более благоприятный климат для инвестиций. Уже подготовлены поправки к закону об инвестициях. В законе намечено ряд новшеств. Приоритеты отданы созданию новых рабочих мест (безработица в Литве сегодня достигает почти 13%) и вообще развитию регионов. В отличие от западных членов ЕС, в Литве наблюдается огромный отрыв провинции от центра. Несколько больших городов Литвы (Вильнюс, Каунас, Клайпеда) процветают, в них невысокая безработица, в то же время остальная Литва страдает от экономического застоя. Например, в четвертом по величине городе Шяуляе был закрыт ряд больших предприятий, тесно связанных в советское время с предприятиями СССР. Другая часть населения работала на большой военный контингент (один из стратегических аэродромов Зокняй под Шяуляем, с которого взлетали новейшего поколения самолеты, контролировавшие западную границу СССР, сегодня в состоянии запустения). В результате - массовая безработица, рост влияния правых радикалов (четверо национал-социалистов избраны в мэрию города) и другие социальные проблемы. Похожие проблемы - и в бывшей всесоюзной здравнице Друскининкай, в Висагинасе, который живет в ожидании социальной катастрофы в случае, если вовремя не будет решена проблема трудоустройства населения города, сегодня почти поголовно занятого обслуживанием Игналинской АЭС (АЭС будет, согласно договоренностям с ЕС, закрыта в ближайшие годы).

Поэтому в поправках к закону об инвестициях литовские власти предусмотрели возможность заключения договора на "особых условиях", с инвесторами которые собираются инвестировать не менее 40 млн. литов, а в районах, где безработица больше средней по стране, не менее 20 млн. литов. В эти "особые условия" входит, например, аренда земли вне конкурса. Если инвестор строит здание, то инфраструктура (коммуникации и т.п.) до этого здания будут проведены за счет государственных фондов или фондов местных самоуправлений. Эти и другие льготы должны, по замыслу литовских властей, постепенно если не выравнять положение в экономическом развитии регионов Литвы, то, по крайней мере, уменьшить пропасть между ними.