"Требуется медицинская помощь" - судно с таким флагом ошвартовалось 4 июня у морского вокзала Новороссийска. На борту находился не просто инфекционный больной, а пассажир с подозрением на атипичную пневмонию.

Туда не разрешили подняться даже лоцману. Проводку судна в порт осуществлял сам капитан - такое допускается только в крайних случаях.

"Профессор Хлюстин" шел из Хошимина (Вьетнам) в Новороссийск. 30 мая к судовому врачу Андрею Гуськову обратился пассажир с жалобами на повышенную температуру, кашель, затрудненное дыхание. Выяснилось, что на "Хлюстин" он попал после длительного пребывания в Таиланде, Гонконге и Вьетнаме. Врач тут же определил его в судовую амбулаторию, а в истории болезни записал: "Двусторонняя пневмония. Подозрение на SARS".

Такова была легенда краевых учений, прошедших в Новороссийке.

В соответствии с рекомендацией главного санитарного врача России у нас отрабатывалась система действий на случай завоза инфекции морским путем. Как пояснил Михаил Мкртчан, заместитель главного врача краевого центра госсанэпиднадзора, этот и воздушный пути считаются наиболее вероятными. Поэтому неделю назад подобные учения были проведены в Краснодарском международном аэропорту, теперь - в Новороссийском морском порту, а в будущем, возможно, придет черед и транспорта железнодорожного.

В учениях приняли участие представители центров госсанэпиднадзора и санитарно-карантинных служб других портовых городов: Сочи, Туапсе, Ейска. И даже Краснодара: в зоне его ответственности порты Темрюк и Порт-Кавказ. ГО и ЧС вместе с карантинными, медицинскими службами, милицией и МАПН шаг за шагом проделали то, что позволит локализовать очаг инфекции и не даст ей распространиться дальше.

Капитан "Профессора Хлюстина", как и положено по морским законам, доложил о наличии инфекционного больного на борту за шесть часов до прибытия в порт. Судну разрешили встать к карантинному причалу. В Новороссийске, как выяснилось, он расположен в самом центре города. Именно к нему всегда встают иностранные военные морские корабли, приходящие к нам с визитами вежливости.

Но именно на этом причале оказалось возможным изолировать судно наиболее надежно. По внутреннему периметру (то есть с суши) доступ к нему закрывали работники ЛОВД на транспорте и пограничники: все в специальных масках, с внешнего, то есть с моря, его патрулировал буксир МАПН "Докер Тальянов".

Как только судно ошвартовалось, на борт пошли эпидемиологи. Восемь человек - две бригады - вместе с врачом должны осмотреть больного, всех, кто был с ним в контакте, принять решение и провести на судне дезинфекцию. Следом за ними у трапа появляется специализированная бригада "Скорой помощи". На борт в помощь эпидемиологам поднимается консультант - это заместитель главного врача БСМП Олег Нагель. В противочумных костюмах даже известных в городе людей узнаешь только по бэйджам на груди. Врачи решают, что подозрения судового доктора оправданны, и больного в маске, состояние которого позволяет ему ходить, поддерживая под руки, уводят к карете "скорой помощи". Носилки с пациентом задвигают внутрь, бригада " скорой помощи" обрабатывает дезинфицирующим раствором обувь и усаживается туда же. А закрытую дверь салона снаружи заклеивают еще и изолентой. Деталь: при сходе на берег у больного атипичной пневмонией контролер ОППК проверила документы, а дезинструктор их потом продезинфицировала.

"Скорая" в сопровождении милиции отправляется в инфекционное отделение БСМП, где на этот случай уже готов бокс № 8. Готово и все отделение: если карантинный врач решит, здесь могут принять весь экипаж, а для персонала, который окажется в контакте, организуют общежитие. Средства индивидуальной защиты и дезинфекции, лекарства - есть все. У отделения выставлен круглосуточный милицейский пост.

Весь "Хлюстин" в больницу решили не укладывать: карантинные власти экипаж изолировали по каютам, одного, бывшего с больным в тесном контакте, уложили в судовую амбулаторию. А все судно на 10 дней - инкубационный период - стало одним большим изолятором. За состоянием здоровья людей будет наблюдать судовой врач. Границу ему так и не открыли: на борт запретили подниматься и пограничникам, и таможне.

Кстати, в реальных условиях судовые врачи остались только на пассажирских и учебных судах. Всему остальному флоту диагноз ставит штурман. И лечит, кстати, хоть даже и от атипичной пневмонии, тоже он. Что такое особо опасная инфекция в руках непрофессионала - представить себе не трудно. По идее, флаг "Требуется медицинская помощь" может теперь появляться на каждом судне, где кто-то подхватил простуду. Что, собственно, уже и было в прошлом месяце в Темрюке. Там за атипичную пневмонию приняли отравление матроса парами лакокрасочных материалов.