Интервью с министром экономического развития Чувашии Иваном Моториным.

REGNUM: В кризисный год машиностроительная и строительная отрасли Чувашии серьезно просели, и сегодня республика в тройке "лидеров" ПФО по падению объёмов производства, безработице и денежным доходам. Что положительного отметили бы Вы в уходящем году? В каких отраслях удалось стабилизировать ситуацию? Как будет строиться экономическая политика региона в 2010 году?

Действительно, машиностроительная и строительная отрасли просели - и не только в Чувашии, но и в России, и в мире. И прежде всего кризис коснулся регионов, где было наиболее развито машиностроение, - это Самарская, Ульяновская, Нижегородская области, причём Нижегородская села бы еще ниже, если бы не нефтепереработка в лице Лукойла. Эти две отрасли подверглись сильнейшему влиянию мирового экономического и финансового кризиса, и это отразилось на показателях экономики республики. Машиностроение и стройиндустрия занимают значительную долю в валовом региональном продукте - первое и третье места в структуре ВРП. До кризиса доля машиностроительной отрасли в валовом региональном продукте составляла 25-26%, на втором месте - розничная торговля, доля которого составляла порядка 16%, и на третьем - строительная отрасль, её доля 11%. Четвёртое место в ВРП занимает сельское хозяйство, до кризиса её доля составляла 9,7%. Безусловно, сейчас эти показатели изменятся: падение обрабатывающих производств составило 30%, строительного подряда - 40%. Небольшой корректировке подвергнется и структура ВРП, хотя машиностроение по-прежнему останется на первом месте, а вот строительная отрасль и сельское хозяйство, скорее всего, поменяются местами. По самым скромным прогнозам, мы ожидаем увеличение сельскохозяйственной отрасли на 2,2 процентных пункта минимум, потому что наметившаяся еще в начале года положительная динамика сохраняется.

Если говорить о положительных моментах, то должен отметить, что с третьего квартала наметились небольшие положительные тенденции, которые характеризуется тем, что падение остановилось, предприятия вышли на какой-то минимальный уровень работы в этот кризисный период. Соответственно, есть ожидания, что в 2010 году, если не будет общемировых катаклизмов, пойдёт постепенная, пошаговая стабилизация основных отраслей экономики. Второе, и мы здесь являемся рекордсменами без кавычек: у нас в регионе одна из самых низких инфляций в стране в связи с тем, что были сложности по ряду экономических показателей, замедлился рост цен и промышленных, и продовольственных товаров и так далее. За 11 месяцев 2009 года инфляция составила 5,9% - по сравнению с РФ на 2% ниже. И по нашим прогнозам, мы не превысим отметку в 7-7,5%. Это тоже можно отнести к положительным факторам, поскольку не сильно ухудшило положение в первую очередь населения республики. Вместе с ростом объёмов производства в сельскохозяйственном комплексе, неплохо развивалась пищевая промышленность. Ряд предприятий нарастил объёмы - такие, как кондитерская фабрика "Акконд", пивоваренная фирма "Букет Чувашии". Некоторые даже не свернули модернизацию своих производств - то есть практически не изменили своих стратегических планов.

REGNUM: Когда Вы говорите об общемировых катаклизмах 2010 года, что Вы имеете в виду?

Не секрет, что в первую очередь интенсивно растут биржевых индексы, которые значительно обгоняют индексы реальных секторов экономики. С чем это связано? Возможно, с тем притоком финансовой помощи, который в первую очередь был направлен в финансовые институты и в конечном счёте вылился на спекулятивные площадки, каковыми можно считать биржи. Как это будет скорректировано, отразится ли это на реальных секторах экономики, будет понятно к середине 2010 года. На сегодня мы не видим главного, фундаментального, фактора для любой экономики - серьёзного увеличения спроса на производимую продукцию. Пока этого фактора, кроме пищевой промышленности, нефтепереработки, химии, то есть связанных с экспортоориентированным продуктом и продуктом, ориентированном на сельское хозяйство и переработку, то есть на потребление населением, где, кстати говоря, и не было значительной просадки, - в остальных секторах ярко выраженного спроса нет. Как это отразится на экономике, будет понятно в середине 2010 года. Потому что есть долговые нагрузки у предприятий - как Чувашской Республики, так и Российской Федерации и мировых компаний. Им необходимо их обслуживать - а обслуживать они их могут только за счёт продажи своей продукции. В связи с тем, что было замедление инфляционных процессов, потенциально снизилась рентабельность производимой продукции. Чтобы угодить потребителю, производители снижали цены, может быть, необоснованно с точки зрения производственных затрат. Все эти факторы сыграют определённую роль и скажутся на развитии экономики республики и страны в 2010 году. Мы надеемся на лучший сценарий.

REGNUM: Чувашия фигурировала в списке регионов, представивших в Минрегион проекты по развитию моногородов. Кажется, это Шумерля и Новочебоксарск. Что это за проекты? Какие города Чувашии можно отнести к моногородам по критериям, определённым Минрегионом?

Тема сейчас на слуху. Первым серьезным фактором стала проблема города Тольятти, где две третьих или три четвертых населения связано с работой Автоваза, затем было Пикалево. С этого времени стали активно обсуждать тему малых городов, которые завязаны на одном производстве, на одной отрасли. Хотя проблема не нова. Просто сегодня у государства другие возможности, чем в 90-е годы, когда в экономике тоже были кризисные явления. И правительство приняло решение менять структуру таких городов, чтобы люди не были заложниками успешной или неуспешной работы предприятия, чтобы экономика была максимально диверсифицирована и не была подвержена структурным кризисам. Так, был разработан целый ряд мероприятий антикризисной программы правительства по поддержке моногородов. В первую очередь разработаны критерии, чтобы определить, какие города являются моногородами. Второе: был введен ряд направлений поддержки таких моногородов по программе дополнительной занятости, привлечению средств инвестиционного фонда - то есть набор таких инструментов, которые должны поддержать в первую очередь население, производство, экономические ориентиры для таких городов.

Чувашская Республика активно подключилась к этой работе. У нас в этот список попадают шесть городов - Новочебоксарск, Алатырь. Канаш, Шумерля, Ядрин и Мариинский Посад. Где-то преобладает значение одного предприятия, где-то отрасли, как, например, в Алатыре - электротехническая. Первое направление поддержки этих моногородов - по программе дополнительной занятости: переквалификация кадров, организация общественных работ. Второе направление, за которое отвечает Минрегион, -проекты поддержки из средств инвестиционного фонда на создание и развитие новых производств. Такие заявки Чувашия подготовила и направила в Минрегион, где они были проанализированы, и три из них попали в предварительный перечень отобранных комиссией федерального министерства. Это строительство полигона захоронения твердых бытовых отходов для Чебоксар, Новочебоксарска и Чебоксарского района, где проживает большая часть населения республики. Второй проект - стекольное производство в городе Алатырь, третий проект - это Новочебоксарск, новое производство акриловых ванн, который осуществляется вместе с испанскими партнерами. Это не окончательный список - от нас ждут и других проектов.

Должен отметить, что мы направляли проекты и по Марпосаду, и по Шумерле, но, например, по Шумерле основная претензия состояла в том, что заявителем новых проектов являлось само предприятие, которое на сегодня определяет структуру экономики города. Но это решаемо, и проект переформатируется. Проект связан с заводом спецавтомобилей, где планируется создать новое производство, связанное с электротехникой. При этом собственник сам чрезвычайно заинтересован в новом производстве - независимо от того, будем или не будем мы ему помогать. Потому что понимает, что зависимость от одного заказчика, партнера - в данном случае от Минобороны - снижает их мобильность, поэтому стремится к диверсификации производства. Ряд предпринимателей работают по другим проектам, но пока не афишируют, прорабатывая проекты до логического завершения.

REGNUM: Иван Борисович, что сегодня с проектом строительства нового полигона ТБО?

Мы давно позиционируем данный проект как чрезвычайно важный для республики. И в послании президента проблема старой свалки и строительство нового комплекса по переработке и захоронению ТБО поставлена остро. Не решать проблему в ближайшее время - наверное, преступление. Мы ещё в прошлом году подготовили три заявки на выделение средств из инвестфонда России - "Богданка", которая прошла, "Новый город", отложенный по желанию инвесторов, и проект ТБО, который с повестки дня не снимался никогда. Сегодня единственное пожелание Минрегиона - пересчитать проект в ценах 2010 года, чем мы и занимаемся, дорабатывая бизнес-план. На момент проработки проекта ТБО стоимость проекта составляла 1,2 млрд рублей, и я не думаю, что из-за кризиса она значительно снизится. Полагаю, что реализация проекта будет этапной: полигон можно запустить раньше, здесь не такие траты, как при строительстве завода по переработке и утилизации ТБО, на чём вряд ли можно сэкономить. Но это решение будут принимать муниципалитеты, заказчики проекта. И частные инвесторы.

REGNUM: На какой объём средств инвестфонда можно рассчитывать?

Проекты инвестфонда делятся на две составляющие: т, что делает бюджет, и то, что делает частный инвестор. Этот принцип не зависит от актуальности проекта. Государство берет на себя строительство полигона, рекультивацию старой свалки, ну и инфраструктурные объекты - инженерные сооружения, подъездные дороги, энергетика. Строительство завода, сбор и утилизация мусора - это компонент частного инвестора. Поэтому необходимо финансирование проекта муниципалитетов, и если там денег нет, то из бюджета республики. Мы претендуем на средства инвестфонда, причём можем рассчитывать на получение до 80% средств бюджетной части составляющей проекта. Еще раз повторюсь, что правила финансирования проекта из инвестфонда, как правило, 50 на 50. впрочем, это соотношение может меняться, если инвестор готов вложить больше 50% стоимости проекта. Что касается бюджетной доли инвестиций, то объём выделенных средств может достигать 80%. Деньги инвестфонда идут только на инфраструктурые проекты, которые способствуют реализации частного проекта. В данном случае требуется 550-600 млн на строительство инфраструктуры полигона, и примерно столько же - на сам завод по переработке и утилизации мусора.

Должен сразу же сказать, что данный проект - классический проект в плане сотрудничества бюджета и частного инвестора, который очень интересен инвесторам. Его обсуждали и компании, которые работают в Чувашии, и те, что функционируют в России, и зарубежные компании. Но данный проект требует выработки единой формулы сотрудничества. И это самое проблемное. Потому что все понимают, что есть тарифы на мусор, есть жильцы, которые этот мусор производят - а мы его производим в несколько раз больше, чем европе, потому что там совершенно другая ментальность, потому что они думают об экологии, как бы ни банально это ни звучало, и ходят в магазин с многоразовыми пакетами, а у нас только благодаря кризису пакеты стали продаваться, а не выдаваться бесплатно. Все понимают, что это очень хороший бизнес. Потому что город не сможет иметь пять-шесть полигон - помните, участок земли под полигон три года искали. Есть потребитель и тариф - и здесь возникает конфликт интересов, поэтому никак не могут договориться. Каждый хочет на себя одеяло перетянуть. И общая формула не вырабатывается.

Инвесторы говорят, что им проще заниматься всем - от сбора мусора до утилизации и захоронения, даже если при этом построить завод, закупить технику и так далее. То есть взять весь цикл - это проще и удобнее, чем делить его. Опыт даже крупных городов - Казани, Новосибирска, Челябинска - говорит, что заводы переработки убыточны, если они функционируют отдельно от сбора и утилизации мусора. Единственный город, где более-менее успешно проект реализован - это Москва, но это мегаполис, там всё успешно, потому что есть богатый потребитель, много мусора, которого хватает всем. Должен вас заверить, что заинтересованность к чебоксарскому проекту проявляют десятки компаний. Не кривлю душой. Но формула сотрудничества пока не выработана.

REGNUM: Сейчас в очередной раз на всех уровнях заговорили об электронном правительстве, электронных госзакупках. Хотя совсем недавно указывалось, что доля электронных торгов в общем объёме госзакупок незначительна. Что-то изменилось в этом направлении? Какие планы на 2010 год?

В перспективе, по оценке Минэкономразвития России, ожидается порядка 80% размещения всех госзаказов на электронных площадках, потому что эффективность по электронным торгам превосходит эффективность обычных в виде сэкономленных денег и работ. А пока у нас так называемый переходный период, чтобы хорошую идею не превратить в плохой результат, мы двигаемся от малого к большому. Именно поэтому пока введены ограничения по госзакупкам до 1 млн рублей, которое будет снято к 1 января 2011 года. Что касается сегодняшнего дня, то все республиканские органы исполнительной власти участвуют в электронных закупках. Критика президента подействовала даже на самых тяжёлых на подъём: если за 11 месяцев электронные торги были проведены 31 раз, то за один декабрь значительно больше, чем за тот период.

REGNUM: Какие банки в регионе могут уйти с рынка в связи с законодательным увеличением требований к уставному капиталу с 1 января до 90 млн рублей?

Проблемы с объёмом уставного капитала у региональных банков маловероятны. Их всего в Чувашии пять - "Чувашкредитпромбанк", "Объединённый банк", "Ядринский", который сейчас называется "Бизнес для бизнеса", "Мегаполис" и "Шумерлинский банк". У первых трёх уставной капитал более 90 млн рублей, "Мегаполис" и "Шумерлинский" сменили собственника, и сейчас решаются вопросы, в каком виде будут существовать, возможно - в виде филиалов. У филиалов других банков, представленных в регионе, тем более вряд ли возникнут проблемы с размером уставного капитала, которое регламентирует новое законодательство.