ИА REGNUM представляет итоги медиа-анализа основных политических тенденций в Средней Азии (в западной терминологии - Центральной Азии) в 2009 году, а также рейтинг стран региона по четырем номинациям, подготовленный на основе исследования публикаций региональной и международной прессы.

2009 год обозначился укреплением геополитического и экономического значения среднеазиатского региона, что было связано с усугублением кризисной ситуации в Афганистане, а также усилиями России, Китая, США и ЕС, нацеленными на доступ к ресурсам региона и контроль над ними, а также обеспечение выгодных маршрутов транзита ресурсов и военного транзита НАТО в Афганистан.

Внутриполитическая ситуация в странах Средней Азии - Туркмении, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Киргизии оставалась в целом стабильной, в то время как отношения между самими странами демонстрировали тенденцию к радикализации. Атмосферу отношений между Казахстаном и Узбекистаном, помимо чисто экономических вопросов, определяла конкуренция политических элит двух стран за региональное лидерство. Новое развитие в 2009 году получили проблемы энергетики и водного хозяйства между Узбекистаном и Таджикистаном. Можно сказать, что политическая составляющая этих проблем на сегодняшний день уже не вызывает сомнения, что и было отражено в резких заявлениях таджикского лидера Эмомали Рахмона, выступившего с территориальными претензиями к Узбекистану.

Заметную активизацию и новые амбиции во внешней политике начал проявлять Туркменистан. В результате туркменская тема получила новое звучание, в частности, в западной прессе. В случае продолжения активной линии на сотрудничество с мировым сообществом, Туркменистан может заметно оживить конкуренцию между странами региона.

Киргизия и Таджикистан также демонстрировали в 2009 году внешнеполитическую активность, но вызваны они были растущими экономическими и, энергетическими проблемами этих стран. Усилия Киргизии были направлены на получение внешней поддержки для преодоления последствий бюджетно-экономического кризиса и сбалансирования внутриполитической ситуации. Таджикистан жестко отстаивал свои позиции в конфликтных водно-энергетических и потенциально межэтнических вопросах с Узбекистаном, наращивал двусторонний обмен с Ираном, а также старался использовать свою стратегическую позицию, представляющую удобную площадку для "подскока" военных сил НАТО в Афганистан.

Характерной деталью среднеазиатских стран стали и натянутые, а в отдельных случаях и конфликтные взаимоотношения между отдельными представителями правящих и экс-правящих кланов (дочерьми Ислама Каримова, Нурсултана Назарбаева и его бывшим зятем, сыном и братом Курманбека Бакиева, политическое преследование дочери Аскара Акаева и др.). Особым случаем стал внутриклановый кризис, который после смерти Туркменбаши привёл к власти Гурбангулы Бердымухаммедова, в истекший период успешно завершившего внутриклановую чистку и стабилизацию нового режима. Развитие этих конфликтов и события, связанные с ними, непосредственным образом влияли на имидж правящих элит стран региона.

Представляем рейтинг стран региона по четырем номинациям, подготовленный на основе исследования публикаций региональной и международной прессы.

Индекс привлекательности стран Средней Азии

Индекс составлен на основе публикаций региональной и международной прессы, а также фокус-группы россиян (по 99 человек), следящих за событиями в Средней Азии, в регионах вещания (7 федеральных округов) ИА REGNUM. Максимальный показатель - 10 баллов. Высчитан совокупный коэффициент позитивных и негативных публикаций в прессе, а также ответов на вопрос "Какую из стран региона Вы бы посетили?", заданный респондентам в российских регионах.

1. Казахстан - 8,7

2. Туркмения - 5,4

3. Узбекистан - 4,9

4. Киргизия - 3,3

5. Таджикистан - 2,1

Примечательно, что при высокой медийной активности Узбекистана, большинство респондентов не готово (не хочет) посещать эту страну.

Индекс влияния политических лидеров стран региона

Высчитан совокупный коэффициент позитивных и негативных публикаций в прессе, а также ответ на вопрос "Какой из указанных политических лидеров, по Вашему мнению, оказывает наибольшее влияние на события в регионе? Если он не оказывает максимального влияния, то каков его вес в региональной политике?". Максимальный показатель - 10 баллов.

1. Нурсултан Назарбаев - 8,1

2. Ислам Каримов - 7,2

3. Гурбангулы Бердымухаммедов - 5,9

4. Эмомали Рахмон - 2,4

5. Курманбек Бакиев - 2,3

Низкий уровень рейтинга доверия к Курманбеку Бакиеву, по мнению аналитиков, опрошенных ИА REGNUM, связан с неоднозначностью его решений относительно американской военной базы "Манас". Большой отрыв Назарбаева от Каримова связывается с неоднозначным поведением Узбекистана на внешнеполитической арене.

Индекс общественной модернизации и инвестиционного климата

Индекс составлен на основе аналитического исследования общественно-политических трендов и уровня иностранной инвестиционной активности. Учитывались также ответы респондентов на вопрос "Какая из вышеназванных стран региона быстрее и успешнее развивается?".

1. Туркмения - 9,0

2. Узбекистан - 8,5

3. Казахстан - 7,4

4. Киргизия - 2,9

5. Таджикистан - 1,5

Высокий результат Туркменистана объясняется беспрецедентно активными общественными инициативами Бердымухаммедова на фоне низкой стартовой позиции страны. Невыгодные позиции Казахстана мотивированы неудачным медийным сопровождением инвестиционной политики властей. Высокая позиция Узбекистана объясняется интенсивной и многополярной инвестиционной политикой Ислама Каримова.

Дети лидеров (Их влияние на имидж политических элит)

Индекс составлен в связи с важностью влияния детей и близких родственников лидеров стран региона на формирование имиджа политических систем и распределение экономических и финансовых ресурсов. Принимались во внимание результаты медиа контент-анализа - позитивных и негативных событий и публикаций, сказывающихся на имидже представителей среднеазиатской элиты.

1. Тимур Кулибаев - 8,9

2. Дарига Назарбаева - 8,1

3. Лола Каримова- 7,8

4. Максим Бакиев - 6,5

5. Рахат Алиев - 5,9

6. Гульнара Каримова - 5,9

7. Алия Назарбаева - 4,7

8. Бермет Акаева - 4,0

9. Озода Рахмон - 3,7

Лидирующие позиции Кулибаева связаны с его прочными позициями в бизнесе и внутриполитическим влиянием. Традиционно отмечаемая в России активность Дариги Назарбаевой, позволяющая говорить о лидерских качествах, вывели ее на вторую позицию. Позитивный эффект на рейтинг Лолы Каримовой оказал инициированный ею проект "Узбекистан - 2020". В отличие от нее, рейтинг Гульнары Каримовой резко снизился после публикации в журнале Foreign Affairs, где она была названа лидером среди дочерей диктаторов. Примечательно появление в рейтинге дочери (а не сына) Эмомали Рахмона - Озоды, назначенной заместителем министра иностранных дел. Позиции Бермет Акаевой и Рахата Алиева поддерживаются их конфликтными отношениями с лидерами соответственно Киргизии и Казахстана.