До недавних пор Центральная Азия - в силу многих причин - считалась по преимуществу сферой интересов России, причем периферийной. Однако в последнее время появляется все больше симптомов постепенного изменения такой ситуации. Во-первых, элиты и население бывших советских республик постепенно осознали сам факт независимости и сделали соответствующие выводы. (Следует помнить, что Казахстан и его соседи по региону до конца противились разрушению СССР.) Во-вторых, регион - в силу экономических и географических причин - стал ареной конкуренции основных мировых "центров силы" (США, Евросоюза, России, Китая и ряда исламских держав). Для характеристики процессов в Центральной Азии некоторые международные эксперты даже используют термин "Новая Большая Игра". Он сознательно вызывает аналогии с "Большой Игрой" конца XIX века, когда за гегемонию здесь соперничали Россия и Великобритания. Принципиальное отличие состоит в том, что нынешняя "Игра" носит, по преимуществу, экономический характер.

Например, в последние годы страны Европейского Союза, испытывая не столько реальную нехватку энергоносителей, сколько страх по поводу такой перспективы, отчаянно пытаются диверсифицировать соответствующие рынки. В этом смысле следует расценивать и ряд проектов, подразумевающих выход европейских нефтяных и газовых компаний на бывшие советские республики, расположенные в Каспийском регионе. В регионе достаточно долго присутствует итальянская компания ENI, выступающая оператором ряда международных проектов в Казахстане, а в последнее время - в связи с ухудшением российско-туркменских отношений - западные компании (во главе с немецкой фирмой RWE) активно устремились в Туркменистан. Также существует ряд западных энергетических проектов (хотя и незначительных) для Узбекистана.

Тем не менее, "воротами в Центральную Азию" для западного бизнеса до недавних пор оставался Казахстан. Уже с момента получения независимости он начал активно взаимодействовать в экономической сфере со странами Евросоюза. Интересы Астаны здесь заключались и заключаются в широком привлечении европейского капитала для оздоровления экономики и решения социальных и экологических проблем, в расширении торгово-экономических связей и использовании интеграционного опыта ЕС в проведении собственной внешней политики.

Ключевой составляющей этого сотрудничества является энергетический фактор. В настоящее время Казахстан ежегодно экспортирует в страны Европы энергоресурсы на сумму, превышающую 10 миллиардов долларов. В числе приоритетов этого сотрудничества - безопасность энергопоставок, диверсификация, углубление и расширение маршрутов транспортировки казахских углеводородов. При этом наибольший объем поставок (свыше 80 процентов) до сих пор идет через территорию России.

Однако в последние годы стороны прорабатывают ряд альтернативных вариантов трубопроводов (что, естественно, не может не насторожить Россию как традиционного партнера Казахстана по энергетическому бизнесу). Так, прорабатывается вопрос об участии Казахстана в проекте Панъевропейского нефтепровода (Pan-European Oil Pipeline) и использовании его в качестве одного из альтернативных вариантов поставок углеводородного сырья на рынки Европы. Данный нефтепровод, в случае реализации, позволит разгрузить турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, через которые в настоящее время осуществляется транспортировка основного объема нефти казахстанских компаний.

Далее, Казахстан рассматривает возможность приобретения у Греции и Болгарии доли в проекте нефтепровода Бургас-Александруполис, который позволит поставлять нефть в Европу, также минуя Босфор. Однако данный проект развивается в русле российских интересов. Его реализация позволит осуществлять транспортировку каспийской и российской нефти из черноморских портов России, Украины и Грузии танкерами до порта Бургас, далее по нефтепроводу до порта Александруполис, откуда нефть может поставляться крупными танкерами на рынки Юго-Восточной Азии, Индии и США. (Переговоры с Болгарией идут уже четыре года. В начале 2007 года начались переговоры с Грецией. Доля Казахстана в проекте еще окончательно не определена.)

Также в Казахстане внимательно следят за ходом реализации и других альтернативных маршрутов. Среди них: нефтепровод Констанца(Румыния)-Триест(Италия). Подразумевается дальнейшее расширение поставок нефти по известному маршруту Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан.

В настоящее время в Казахстане работают такие крупнейшие европейские энергетические компании как TotalFina, Agip, ENI, Shell, British Gas, British Petroleum. Очевидно, что со временем, в случае расширения экономического присутствия этих компаний в казахстанской экономике, будет происходить общее усиление позиций ЕС в стране и в регионе Центральной Азии в целом.

Своих интересов Европа не скрывает. Так председатель Палаты Представителей Королевства Бельгия Херман Де Кроо прямо отметил, что Европейский Союз заинтересован в диверсификации поставок энергоресурсов: "Мы хотим иметь более чем одного поставщика энергоресурсов для того, чтобы обеспечить энергетическую безопасность".

Одной из главных европейских компаний, долгие годы работающей на казахстанском нефтегазовом рынке, является итальянский концерн ENI.

В настоящее время ведутся работы над созданием объединенной Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ), предназначенной для экспорта возрастающих объемов казахстанской нефти, которые будут добываться на месторождениях Кашаган и Тенгиз, через Каспийское море на международные рынки посредством энергетического коридора "Восток-Запад" (по маршруту Курык-Баку-Тбилиси-Джейхан).

При этом единым оператором, который выполняет разведочные и оценочные работы в казахстанском секторе Каспийского моря от имени семи международных компаний и в соответствии с Соглашением о Разделе Продукции по Северному Каспию (СРП СК) является компания Agip КCО, которая входит в состав итальянской группы ENI. Также ENI вместе с британской компанией British Gas участвует в добыче нефти, газа и конденсата на Карачаганаке (это крупное месторождение находится в Северо-Западном районе Казахстана). В соответствии с соглашением о разделе продукции, разработка этого месторождения будет проводиться консорциумом из четырёх компаний (ENI, British Gas, Texaco и российского ЛУКОЙЛ) в течение 40 лет.

Таким образом, деятельность ENI на казахстанском рынке показывает пример активного (и достаточно гибкого - вплоть до сотрудничества с российскими компаниями) проникновения европейцев в традиционно российскую сферу влияния. Учитывая тенденции развития международной экономической ситуации, в дальнейшем уровень этого проникновения будет только возрастать. Развивается взаимодействие западноевропейских стран и с другими государствами Центральной Азии. На первом плане при этом находится Туркменистан, энергетические ресурсы которого привлекают внимание ряда крупных западных кампаний и, кстати, заставляют ряд правительств ЕС смотреть "сквозь пальцы" на вопиющее нарушение прав человека в этой стране. Так, переговоры об участии немецкого бизнеса в разработке газовых месторождений Туркменистана идут с 2002 года, когда в Ашхабад прибыла большая группа германских бизнесменов во главе с уполномоченным правительства ФРГ по вопросам внешней торговли, государственным секретарем федерального министерства экономики и технологий А. Герлахом. Покойный президент С. Ниязов предлагал немецким компаниям участвовать в строительстве Прикаспийского газопровода (что, в принципе, не противоречит интересам России), а представители германской стороны анализировали тогда возможности своего участия в перспективных проектах в газовой отрасли.

Немецкие компании участвовали в реконструкции, а точнее, перестройке и радикальном переоснащении Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов, играющего стратегическую роль в экономике страны. Наконец, общеизвестны многолетние "особые отношения", связывающие руководство Туркменистана с Deutshe Bank.

Следует отметить, что после внезапной смерти Ниязова и прихода к власти Г. Бердымухаммедова, контакты немецких бизнесменов с властями Туркменистана существенно окрепли.

Например, в ноябре 2008 года во время визита нового туркменского президента в Германию, энергетическая тема была основной. Как заметил министр экономики и технологий Германии М. Глосс, "возрастающий интерес к Туркмении обусловлен увеличившимися ресурсными возможностями, а также проводимой политикой "открытых дверей" и реформами в сфере экономики". Также было отмечено, что результаты первого этапа международного аудита группы туркменских месторождений Южный Иолотань-Осман и Яшлар (проведенного британской компанией Gaffney, Cline & Associates) дают гарантии потенциальным инвесторам и делают туркменский рынок очень привлекательным для западных компаний.

В обозримом будущем на туркменский рынок готовятся выйти и итальянцы. В ходе встречи, состоявшейся 25 ноября 2009 года в Риме, премьер-министр Италии Берлускони и президент Бердымухаммедов подписали четыре крупных соглашения о сотрудничестве, в том числе в энергетике. "Италия для нас - открытая дверь в Европу", заявил туркменский лидер, отметив важность подписанных соглашений, особенно в области безопасности энергетических поставок. В соответствии с ними упоминавшийся выше итальянский энергетический гигант ENI и государственный концерн "Туркменгаз" проведут разведывательные работы, а затем начнут совместную добычу газа, что предполагает обмен технологиями и наращивание производства. Далее, после определенного перерыва, вызванного резкой реакцией международного сообщества на жестокое подавление восстания в Андижане в мае 2005 года, западные корпорации, вслед за политиками и военными, начинают "наводить мосты" и с Узбекистаном. При этом упор также делается на энергетическую (нефтегазовую) сферу.

В любом случае, политика стран Запада в отношении Центрально-Азиатского региона характеризуется жестким прагматизмом. Любопытно отметить, что в известном докладе "Энергетические проблемы Центральной Азии" от 2007 года Международной группы по предотвращению кризисов (International Crisis Group) - она выступает в качестве одного из ведущих экспертных центров для европейской бюрократии, - было сказано, что развитие энергетического сотрудничества с Казахстаном и Туркменистаном приведет постепенно и к решению проблем с соблюдением прав человека в этих странах. Так что критиковать их надо осторожно. В то же время "отсутствие значимых энергетических ресурсов" в Узбекистане позволяет прямо критиковать существующий там режим. Наконец, эту западную политику "двойных стандартов" характеризует то, что в 2009 году Европейский Союз окончательно снял санкции с режима Ислама Каримова.

Как бы то ни было, факт состоит в том, что прагматическая политика Европейского Союза, как одного из главных внешних игроков в Центрально-Азиатском регионе, встречает позитивный отклик со стороны местных режимов, постепенно утверждающих свои позиции на мировой арене и исповедующих политику многовекторности. Эта политика подразумевает поиск баланса между интересами основных мировых "центров силы", а не только ориентацию на Россию как своего традиционного партнера. Соответственно, для сохранения своих позиций в Центральной Азии, Россия должна существенно переосмыслить и перестроить свою региональную политику. В противном случае кризисы в отношениях с центрально-азиатскими государствами, подобные недавним российско-туркменскому и российско-таджикскому, будут повторяться и лишь углубляться.

Леонид Гусев, старший научный сотрудник Центра аналитического мониторинга МГИМО (У) МИД России

Тимур Полянников, старший преподаватель кафедры философии МГИМО (У) МИД России