Госкомстат Марий Эл обнародовал данные о динамике изменения цен на молоко и молочную продукцию. Молоко и молочные продукты, являются одним из основных и относительно дешевых источников белка животного происхождения. В минимальном продуктовом наборе, входящем в прожиточный минимум, их доля составляет 15-1 6%. За 2000-2002 г.г. молоко и молочные продукты подорожали на 41,2 %, при более высоких темпах прироста цен на продовольственные товары, которые достигли 56,9 %. В наибольшей степени с декабря 1999 г. повысились цены на творог нежирный (на 79,3 %), творог жирный на (53,8 %), молоко пастеризованное (на 78,8 %). Менее выросли цены на сметану (на 18,3 %).

В 2002 г. предприятиями маслосыродельной и молочной промышленности выпущено продукции на сумму 700,1 млн. рублей, или 30,5% общего объема производства пищевой промышленности республики (в 2000г. - 28,8%, в 2001г. - 25,1%). В 2002г. по сравнению с 2001г. увеличился выпуск сыров жирных, цельномолочной продукции, а производство масла животного сократилось. Вместе с тем, отмечает ИА REGNUM - МариNews, на крупных и средних предприятиях маслосыродельной и молочной отрасли имеются значительные резервы для дальнейшего увеличения производства. Так, в 2002г. производственные мощности по выпуску сыров использовались на 88% от их максимальных возможностей, цельномолочной продукции - только на 24%, масла животного - на 25%. Состояние потребительского рынка молока и молочных продуктов в республике характеризуется высоким уровнем насыщенности, который сложился благодаря притоку молочной продукции из близлежащих регионов. Но, несмотря на высокую конкуренцию, цены на молочную продукцию у местных производителей не являются самыми низкими. На конец 2002г. самым дешевым было только молоко цельное, а цены на сыры сычужные твердые были выше уровня цен производителей близлежащих регионов.

Республика Марий Эл входит в число регионов с высоким уровнем сельскохозяйственного производства молока и молочных продуктов. Рынок предлагает потребителю широкий выбор молочной продукции различных производителей. На потребительском рынке республики продажа молока и молочных продуктов в основном обеспечивается за счет собственной промышленной переработки, а так же произведенных в Республике Татарстан, Кировской и Нижегородской областях, объемы ввоза которых значительно увеличиваются. В связи с увеличением объема ввозимой молочной продукции марийским производителям приходится искать новые каналы для сбыта своей продукции. Поэтому только за последние два года, при росте поставок молочной продукции на внутренний рынок на 36,8%, вывоз молочной продукции в другие регионы увеличился на 23%.