Как уже неоднократно сообщало ИА REGNUM Новости, ситуация в Набережных Челнах сегодня близка к социальной катастрофе. Из-за экономического кризиса главное предприятие - КамАЗ, за счет которого жил и развивался город, было вынуждено перейти на сокращенную неделю и работать в зависимости от наличия заказа. Значительная часть сотрудников попала под увольнения. Как следствие - обострилась социально-экономическая обстановка. Независимые специалисты констатируют, что положение дел в Набережных Челнах близко к критическому, треть горожан живет ниже черты прожиточного минимума, а половина - на зарплату ниже средней. Профессор Александр Салагаев - доктор социологических наук, руководитель Казанского Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР) согласился проанализировать проблему моногорода Набережные Челны - второго по величине города Татарии.

REGNUM: Как давно вы наблюдаете за положением в Набережных Челнах, насколько регулярно проводятся исследования?

Мы регулярно отслеживаем ситуацию. Первое социологическое исследование по КамАЗу у меня было еще в 1975 году. В городе, где начинали строить будущий автогигант, в 1969 году проживало всего 36 тысяч человек. В первые годы работать на завод ехали работать квалифицированные специалисты из Горького, Куйбышева, Тольятти, Свердловска. Кроме того, по комсомольскому призыву туда набиралась молодежь со всего Союза - там быстро давали жилье. Однако впоследствии эта первая волна рабочих и инженеров схлынула: кто-то вернулся к себе на автозаводы в Тольятти и Горький, кто-то уехал, потому что просто не понравились условия, отсутствие развитой инфраструктуры. Освободившиеся места стали занимать местные кадры - в основном, выходцы из татарских деревень и республиканской глубинки. Люди из окрестных населенных пунктов перебирались в город, где условия жизни были лучше, а за работу платили больше. Там открывались новые горизонты - можно было получить квалификацию, пойти учиться. Тогда вокруг Набережных Челнов опустели целые села. Таким образом, первую волну горожан сменила вторая волна мигрантов определенного вида, которые в социологии называются маргиналами. Именно они в начале 1990-х сделали Челны маргинальным городом, о котором стали говорить по всей республике. Здесь были самые дерзкие преступные группировки, наиболее радикальные проявления татарского национализма, религиозного экстремизма, процветали клановость и коррупция.

REGNUM: В чем причина этого явления?

Сам город не имеет выраженной культурной прослойки и традиционных моральных устоев. Там четко представлены только элементы государственности: "здесь вы работаете, а здесь вы живете". Точно такая же система была, например, при постройке египетских пирамид, когда рабочие, строившие колоссальное сооружение, компактно селились неподалеку от строительства, образуя в итоге целый город со своей инфраструктурой. Подобная жесткая функциональность не обеспечивала общего развития - в Набережных Челнах до сих пор мало театров и других институтов культуры, зато много различных увеселительных заведений, удовлетворяющих запросы малообразованных слоев общества - клубы, дискотеки, развлекательные комплексы с боулингом и игровыми автоматами. Это не способствует развитию культуры, но зато дает выход энергии.

Кроме того, мигранты во втором поколении - самая взрывоопасная группа. Яркий пример - Франция, где выходцы из Туниса, Алжира и Марокко сейчас периодически устраивают беспорядки, громя магазины и поджигая машины, или Великобритания, где теракты в метро совершили мигранты во втором поколении. В Казани тоже известны события, которые связаны с этой социальной группой - громкое дело банды "Теплоконтроль" ("Тяп-ляп") показало, что большинство участников этой ОПГ были выходцами из сел во втором поколении. Сельскую культуру своих родителей они частично растеряли, а к городской не приобщились, отчего воспринимали городскую среду враждебно. Такие люди "без руля и ветрил" очень подвержены экстремистским влияниям, легко идут на социальный протест. И в Набережных Челнах эта социальная группа довольно велика.

REGNUM: Как можно сейчас охарактеризовать ситуацию?

В ноябре 2009 года мы проводили исследование по программе РГНФ "Социокультурный портрет региона". Мы исследовали республику в целом, но Набережные Челны мы взяли отдельно, так как это второй по величине город в республике - население его почти 508 тысяч человек. Из общей выборки 1500 респондентов - 300 приходится на Челны и 500 - на Казань. По большинству показателей оценки челнинцев оказались наиболее пессимистичными. Даже оценки сельчан выглядят лучше. Вот наиболее характерные позиции, по которым ответы жителей Набережных Челнов заметно отличаются. "Считаете ли вы кризис серьезным?" - "да" - Казань 25%, Челны - 34,5%, а 10% в социологии - это значимое различие... Другой вопрос: "Будет ли кризис усиливаться?". В селах - 15%, в Казани 13,5%, в Челнах - почти 43%. Таким образом, половина челнинцев не верит в ближайшие перемены к лучшему. "Затронул ли кризис Татарстан сильнее, чем другие регионы?" - только 24,5% казанцев согласны с этим тезисом, а в Челнах так думают 56,6%. В то же время в других малых и средних городах республики типа Альметьевска так считают всего около 25%.

REGNUM: Это связано с увольнениями на КамАЗе, или причина в чем-то другом?

Не только с увольнениями на КамАЗе. В городе большинство предприятий и структур пострадали из-за проблем КамАЗа. Вот некоторые показатели в сравнении с Казанью. Социальных льгот лишились в Челнах 35%, в Казани - 3%. Перевод на неполную рабочую неделю - в Челнах 38%, в Казани - 8%. Вынужденный отпуск - 35% и 6% соответственно. Обычные увольнения 26,5% и 3,5%. Принудительные увольнения "по собственному желанию" 29% и 2%. Сфера торговли, услуг и даже здравоохранение оказались лишены платежеспособных потребителей. Если на КамАЗе останавливается конвейер и рабочим урезают зарплату, то это сразу сказывается на социально-экономическом климате. Если один из членов семьи теряет работу, то это сразу сказывается на общем бюджете. А в Набережных Челнах есть семьи, где работы лишились сразу несколько человек. Поэтому, например, на вопрос "Что привело к экономическому кризису в России?" 58% в Челнах ответили "непродуманная политика руководства". В Казани этот показатель составляет 49%. Еще один вопрос - "Способствует ли деятельность руководства республики преодолению кризиса в регионе?" Только 19,8% в Челнах считают, что "да", в Казани же в этом уверены 39,7%. И это понятно, поскольку ситуация в Набережных Челнах продолжает оставаться тяжелой, а действий местных властей не видно. Разве можно, например, считать эффективной поддержкой создание рабочих мест в виде общественных работ за федеральные деньги? Средняя зарплата там - чуть больше 4 тысяч. На эти деньги сегодня прожить невозможно.

REGNUM: Вы считаете, что средства используются неэффективно?

Я был удивлен, когда узнал, что большая часть федеральных средств направляется в Набережных Челнах на оплату общественных работ. Это наименее квалифицированный и, соответственно, малооплачиваемый труд. Мне казалось, что средства должны идти на поддержку бизнеса или создание рабочих мест в сфере услуг, на получение новых специальностей, на поддержку фермерства, в конце концов. Но в республике решили, что массовый вывод челнинцев на общественные работы - быстрый путь к успеху, поскольку дает хорошие показатели в отчетах. К тому же он не требует особых усилий.

REGNUM: Только что мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков представил комплексный план инвестиционного развития своего города по федеральной программе поддержки моногородов. По сообщению пресс-службы правительства, для этого потребуется 43 млрд. рублей, которые должны быть использованы поэтапно за 5 лет. Насколько реально улучшение ситуации в случае выделения денег под эту программу?

Поскольку сам я эту программу не видел, то мне трудно оценить. Но если процесс будет идти в том же направлении, что и сейчас, "пришли деньги - быстро освоили - отчитались", то надеяться на улучшение ситуации сложно. Нужны структурные изменения, а если все это останется на уровне организации уборки дворов и покраски подъездов, то ничего не изменится. Точнее, изменится в худшую сторону.

В республике есть целый ряд областей, в которых мы имеем очень слабые позиции. Например, по перевозкам и логистике. Около 80% грузоперевозок в Татарстане осуществляются "чужими" компаниями из других регионов. Зато мы ежегодно побеждаем на ралли-рейдах "Дакар"... Если бы хотя бы одно из предприятий КамАЗа озаботилось созданием системы грузоперевозок, то и город - Набережные Челны, и республика получили бы рабочие места, а также хорошую прибыль в бюджет в виде налогов от этого перспективного бизнеса. Можно было бы также занять людей на строительстве терминалов, центров логистики. Или переработка молока. У нас в республике очень много молока перерабатывается в других областях, в той же Самарской области, например... В любом случае, можно было бы найти какие-то ниши, если задаться такой целью. В случае же с Челнами и большим промышленным потенциалом этого города наблюдается явный кризис идей. А выделяемые деньги осваиваются самыми примитивными и "традиционными" способами.

REGNUM: К чему это в итоге может привести?

В Набережных Челнах сложилась тяжелая ситуация. С одной стороны - более 500 тысяч населения, которое не так давно переехало из деревень и обладает патриархальным мышлением, с другой стороны - недовольство создавшимся положением. Это может привести к социальному взрыву. Там уже все бурлит. Там до сих пор сильны позиции татарских националистов, они влияют на администрацию города. Взять, например, недавний конфликт со строительством православного храма Великомученицы Татьяны, когда под нажимом националов церковь так и не дали построить. Зато поблизости от городской администрации разрешили строить самую большую мечеть в республике. Что, в принципе, не удивительно, поскольку русские в управлении городом не участвуют. Однако если в Казани, где имеется та же проблема с кадровым национальным перекосом, у людей есть понимание, что от межнационального конфликта пострадают все, то в Челнах этого понимания нет, и люди очень озлоблены. По нашим наблюдениям, отношения там далеки от толерантных. Вероятно, это тоже зависит от культуры и общего развития.

REGNUM: Если в ближайшее время, с точки зрения государственной политики, не будет принято действенных мер, то как будет развиваться конфликт?

Думаю, что нужен небольшой повод для того, чтобы начались открытые выступления.

REGNUM: Это будут межэтнические столкновения?

Нет, не думаю. Поскольку основное напряжение связано с недовольством городскими властями. Может начать кто угодно. Достаточно одной искры, а потом присоединятся остальные, как это всегда бывает. Возможны разные сценарии, тот же социально-классовый конфликт. В феврале люди получат новые счет-фактуры по оплате жилья и коммунальных услуг, где цифры будут намного выше прошлогодних... Потом, в октябре должны пройти выборы в городской парламент Набережных Челнов, а результаты выборов у нас традиционно "согласовывают" с разнарядкой "сверху". Это может послужить поводом. Если будут подтасовки, то какие-то партии могут выступить, а их поддержат. В Челнах желающих поддержать найдется много - об этом говорят наши исследования. Там сейчас самый высокий протестный потенциал в Татарстане - каждый четвертый готов участвовать в акциях протеста. В Казани пока меньше - примерно, каждый пятый. Но кто знает, что случится, если в 500-тысячном городе четверть жителей выйдет на улицы?

REGNUM: Есть ли, по-вашему, понимание серьезности этой ситуации в руководстве республики и в федеральном центре?

Центр до сих пор не отказывал в средствах Татарстану, но заставить его искать свежие решения для отдельных городов сложно. А как тут распределяются деньги - другой вопрос. Деньги должны выдаваться под реальные программы. Однако, на мой взгляд, пока социальная сторона проблемы не учитывается, а интересует только экономическая состоятельность проектов. Социологи же к обсуждению не привлекаются. По моему прошлому опыту, часто получается и так, что прежде чем представить результаты социсследования руководству, тот, кто заказывает нам работу, вычищает наиболее "неприятные" вещи, убирает острые моменты, чтобы не беспокоить и не огорчать патрона. Реальные цифры просто до "верха" не доходят. А из социологов Набережные Челны вообще никто масштабно в последнее время не исследовал. Таким образом, понимания серьезности ситуации, на мой взгляд, нет. Патерналистское сознание, конечно, характеризуется долготерпением, однако население Челнов неоднородно. Есть политически активные группы, есть маргиналы. Кроме того, даже для патерналистски настроенного населения есть предел терпения. Если ничего не меняется, или меняется крайне медленно, то социальный взрыв - всего лишь вопрос времени.