В Москве 27 января подписано долгожданное соглашение, определившее порядок и условия поставок российской нефти в Белоруссию в наступившем 2010 году. "Долгожданное" - это вовсе не преувеличение. Например, в Белоруссии простые люди ждали его столь долго, что у некоторых даже появилось ощущение, что его так никогда и не заключат. Конечно, это было бы против здравого смысла, но разве белорусско-российские отношения последнего времени подчиняются здравой логике?

Слава Богу, да! Но, в любом случае, контракт, который следовало подписать до конца старого года, подписали далеко не в самом начале нового. В определённом смысле, это рекорд со знаком минус, хотя есть и достижение почти плюсовое. Несмотря на то, что СМИ накаляли обстановку, грозя "нефтяным конфликтом", конфликта не вышло: никто судорожно не хватался за рубильник, не следил за давлением в нефтепроводах и не взывал о помощи к "цивилизованной" Европе - тем паче, что Европа становилась всё менее цивилизованной и все более замерзающей. В результате получился компромисс. Ведь его ожидали и хотели обе стороны - и российская, и белорусская.

Правда, каждая в разной степени. Для России, которая последовательно избавляется от политических "закупорок" на пути ее нефти и газа в Европу, конечно, важно было не допустить "украинизации" белорусской трубы, пусть даже на короткий срок. Особенно в канун практической реализации всех альтернативных потоков, от "Северного" до "Южного", способных в ближайшем будущем всосать столько топливного экспорта России, чтобы унести раз и навсегда её головную боль по поводу транзита. Вот почему фактор времени - в последний раз - был "козырем" белорусской транзитной дипломатии. Но эта же дипломатия сама обозначила "deadline", предел его использования: пока не иссякнет та предоплата за январские поставки, которую еще в декабре отправил Минск, готовясь к затяжным переговорным баталиям. В общем, Москве заранее стал известен точный срок, когда контракт все же будет подписан, а именно, в последнюю декаду января. Оставалось набираться терпения. Что получалось тем легче, чем неуступчивей вели себя белорусские переговорщики. Ведь "наихудший" сценарий, - отказ от подписания контракта, - означал бы переход на действительно рыночную торговлю нефтью, что, с точки зрения чистого бизнеса, несравненно выгодней, нежели сценарий "наилучший", сохраняющий льготы и преференции. Посему компромисс, в конце концов, обрисовался точно на тех условиях, которые изначально и предлагало российское государство. Исходя из ситуации, они для Белоруссии вышли максимально удобными, а для России - максимально союзническими и прагматичными. Короче, обе стороны ничего не потеряли, кроме времени и нервов.

Изначально (для этих переговоров) позиция Белоруссии диктовалось следующим фактом: почти не имея собственной нефти, страна сегодня занимает 6-е место в мире по экспорту нефтепродуктов (то есть переработанной сырой нефти). Кстати, "неожиданно" наступившее в прошлом году потепление отношений с Западом Александр Лукашенко вполне аргументировано объяснял объективными данными роста белорусского экспорта на Запад - до 50% в общем объеме, что, к тому же, превысило экспорт, нацеленный на Россию. Мало того, с Западом Белоруссия имеет положительный торговый баланс, а вот с Россией, у которой белорусы покупают больше, чем продают - хронически отрицательный. А далее следовал риторический вопрос: разве можно игнорировать экономические реалии?

Конечно, нет. Но важно также представлять эти реалии во всем комплексе их взаимосвязей. Ведь львиную долю возросшего белорусского экспорта на Запад, как ни странно, составляют все те же нефтепродукты. Полученные все из той же сырой российской нефти. Которая была получена по ценам Союзного государства. Которое все никак не получается, вернее, не строится.

Словом, вопрос сегодня стоит если не ребром, так уж точно в следующей плоскости: либо Союзное государство и союзные цены, либо какие-то другие, менее привилегированные формы интеграции. Белорусское руководство, кстати, может выбрать и некий третий вариант, но сам факт, что Москва предоставляет ему право не только ответа, но и выбора, это ведь тоже привилегия!

А пока четкий ответ не получен, пресловутая двойственность нет-нет да и вставит палку в колеса интеграции, набирающей скорость. И чем чаще вращаются колеса, тем чаще и громче слышится треск! Вот и сейчас Россия и Белоруссия сделали серьезный шаг - вместе с Казахстаном сформировали Таможенный союз (ТС). Наконец-то после пятнадцати лет болтовни мы перешли к практической интеграции. И что же? Союзу без году неделя, но упомянутая двойственность уже вызывает детскую болезнь "правизны", когда кто-то считает, что прав только он. Лучший способ лечения - скорейшее создание наднациональных органов, таможенных комиссий, с последующим расширением их компетенции. Еще лучше - вхождение в Единое экономическое пространство (ЕЭП), где все цены и конкурентные конфликты регулируются рынком, без вмешательства бюрократий. Ну, а пока нет ни того, ни другого, нам доступен простейший способ - скрупулезное изучение зарубежного опыта.

Скажем, официальный Минск считает, что в Таможенном союзе не могут вводиться пошлины. В том числе, и на нефть. Абсолютно верно! Если мы посмотрим на Европейский Союз, то там, действительно, нет внутренних пошлин. Но нет там - а, главное, и быть не может! - никаких преференций, а тем паче ценовых льгот. Цены в ЕС формируются исключительно рыночной конъюнктурой. Для того, собственно, и создаются объединенные таможенные пространства, дабы избавленный от внутренних перегородок рынок все расставлял по местам. Поэтому нельзя требовать отмены пошлин и тут же просить ценовых льгот на некий товар, особенно, стратегический ресурс - это будет нарушение принципа равной конкуренции. И скрытый протекционизм. Нельзя жить на две экономические логики, как нельзя быть чуть-чуть в общем таможенном пространстве и чуть-чуть в Союзном государстве. И вообще, не стоит рассматривать Союзное государство, пусть оно только-только зарождается, как некую отправную точку или базис для Таможенного союза или "единого экономического пространства трех". Наоборот, это ТС и ЕЭП могут стать ступенькой для Союзного государства, которое представляет собой наивысший этап интеграции, главная задача которого - уже не отмена пошлин или ценовых диспаритетов, и даже не синтез экономик (все это уже будет позади!), а создание единых условий, новых стандартов и лучшего качества жизни для простых граждан.

Вадим Елфимов, белорусский политолог, кандидат исторических наук.