Негосударственные школы смогут претендовать на государственное финансирование
Москва, 8 февраля, 2010, 15:58 — ИА Регнум. Участники слушаний в
Глава комитета Государственной думы РФ по образованию
Балыхин напомнил, что комитет рекомендовал Госдуме принять в первом чтении правительственный законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", касающийся расширения самостоятельности государственных и муниципальных школ. "В нем закрепляется их переход от сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. И это приближает их по условиям деятельности к автономным учреждениям", - добавил парламентарий.
В то же время, сообщил глава комитета Госдумы, поддержав законопроект, комитет в своем заключении обратил внимание
Балыхин напомнил, что в законе РФ "Об образовании" изначально была закреплена норма, в соответствии с которой финансирование образовательных учреждений должно осуществляться по нормативам, определяемым по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося. В то же время, нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений начало активно внедряться лишь в последние годы, сказал Балыхин. Переход от сметного финансирования к субсидиям в рамках выполнения государственного задания должен окончательно завершить этот процесс, отметил глава комитета. "При этом будет в полной степени реализовываться принцип - деньги следуют за учеником. И такой подход позволит негосударственным общеобразовательным учреждениям реально претендовать на государственное финансирование при реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами", - заявил Балыхин.
Балыхин также привел данные, в соответствии с которыми в России действует около 700 частных общеобразовательных учреждений, в них обучаются около 70 тыс. человек, что составляет 0,5% всех школьников.
После принятия 122-го закона, так называемого "о монетизации льгот", финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений перестало быть обязанностью органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С этого же времени все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утратили льготу, устанавливающую на федеральном уровне их освобождение от уплаты налогов, в том числе платы за землю.
Балыхин подчеркнул, что отмена на федеральном уровне регулирования вопроса финансирования частных школ, не означала запрета на предоставление соответствующих мер поддержки на уровне субъектов РФ, поскольку вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования были отнесены к компетенции субъектов РФ. По этим вопросам субъекты РФ и органы местного самоуправления могут принимать самостоятельные решения, о чем свидетельствует, например, опыт Нижегородской и Московской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, сказал Балыхин. Он привел данные, в соответствии с которыми в 2009 году в 14 регионах выделялись бюджетные средства на финансирование негосударственных общеобразовательных школ, имеющих государственную аккредитацию. В то же время во многих регионах эти возможности поддержки частных школ не применяются, сказал глава комитета.
Отметим также, что среди рекомендаций участников слушаний - просьба Минобрнауки ускорить разработку законопроектов, уточняющих права аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений по реализации основных образовательных программ общего образования за счет бюджетных средств, а также законопроектов, снижающих финансовую нагрузку на образовательные учреждения при проведении лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.
В последние 8-9 лет количество негосударственных общеобразовательных учреждений колеблется от 653 до 726 с контингентом обучающихся от 63,5 до 72,3 тыс. человек, что составляет соответственно 0,97 - 1,28% и 0,33 - 0,49% от государственного и муниципального секторов общеобразовательных учреждений. При этом наблюдается, хотя и небольшой, но прирост указанных показателей, отмечается в материалах к парламентским слушаниям.