Профессор Высшей школы экономики Александр Ходачек подготовил для ИА REGNUM Новости справку о перспективах развития транспортного комплекса Северо-Запада РФ в 2010 году. В В тексте использованы материалы Петростат, 2010. Экономика Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2009 году.

В последние годы в РФ принят ряд документов, определяющих государственную политику приморских регионов и морскую политику Российской Федерации - это Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г., Концепция ФЦП "Мировой океан", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Указанные документы обозначают приоритеты развития приморских регионов на перспективу и определяют морской потенциал государства, что в итоге предусматривает комплексное социально-экономическое развитие этих территорий.

Транспортному комплексу Северо-Запада принадлежит особое место в интеграции со странами Европейского Союза.

Макрорегион имеет сухопутную границу со странами Евросоюза, а также выход в акваторию Балтийского, Баренцева и Белого морей. Сегодня - это мост между Евросоюзом, Россией и государствами Азии. По территории Северо-Запада проходит ряд международных транспортных коридоров. Вдоль побережья Северного Ледовитого океана - Северный морской путь, развита сеть внутренних водных коммуникаций. Удельный вес Северо-Запада в перевозках грузов различными видами транспорта достигает 40% от общероссийских показателей.

Доля региона в ВВП составляет около 10%. Преобладающей в отраслевой структуре ВРП субъектов Северо-Запада является промышленность, которая в большинстве из них превышает 30%.

Предприятия, расположенные в макрорегионе Северо-Запад формируют около 10% от суммарного внешнеторгового оборота Российской Федерации в денежном выражении.

Около 87% импортного грузопотока (в весовом выражении), следующего в Россию через пограничные переходы Северо-Запада, направляется в адрес предприятий и организаций Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Московского региона.

Северо-Запад России играет очень важную роль в обеспечении внешнеэкономических связей со странами - членами Евросоюза.

По данным Северо-Западного таможенного управления, общий объём внешнеторгового товарооборота с этими государствами, прошедший через таможни данного управления в 1-ом полугодии 2008 года, составил около 27,4 млрд. долларов США, из которых почти 16 млрд. долларов США экспорт и, соответственно, 11,4 млрд. долларов США - импорт.

Учитывая роль морского транспорта, на долю которого приходится более половины общего объёма (в 2006 году 53%, 180,4 млн. тонн, в 2007 докризисном году - 190-195 млн. тонн) внешнеторговых грузов, особое внимание уделяется развитию морских портов. По прогнозу Министерства транспорта Российской Федерации, потребность в портовых мощностях для перевозки внешнеторговых грузов России к 2010 году увеличится до 540 млн. тонн, в том числе наливных - до 306 млн. тонн.

При общем грузообороте в 2009 году российских портов в объёме около 480 млн. тонн, доля нефтегрузов составила более 60%. На Балтике 6 российских портов в 2009 году перевалили в общей сложности около 223 млн. тонн различных грузов, из которых нефть и нефтепродукты составили 147,8 млн. тонн (66%).

1. Основными проектами расширения портовой деятельности в регионе Балтийского моря являются следующие.

1.1. Развитие Большого порта Санкт-Петербург. Главное направление связано с восстановлением объемов переработки контейнерных и рефрижераторных грузов, расширением паромного сообщения, повышением роли пассажирской составляющей в работе порта. Ожидается, что к 2015 году порт будет ежегодно обслуживать до 3,5 млн. туристов.

1.2. Развитие портов в Ленинградской области. Развитие портового комплекса в районе города Приморска (грузооборот в 2009 году составил 79,1 млн. тонн) предусматривает увеличение объёмов переваливаемых нефтегрузов. Рассматриваются, также, планы формирования контейнерного терминала.

Предстоит расширение переработки угля и нефтепродуктов, создание терминалов для обработки жидких химических грузов на портовых мощностях полуострова Высоцкий, c учетом роста в 2009 году на 81% (17,3 млн. тонн), рост грузооборота в 2010 году ожидается на уровне 10-12%.

Нарастают темпы формирования многофункционального портового комплекса в Лужской губе Финского залива. Наряду с увеличением грузооборота действующих терминалов (на 53,2 % до 104 млн. тонн в 2009 году) планируется переработка контейнерных, генеральных, химических, лесных, зерновых, нефтяных грузов. Ожидается, что в обозримом будущем мощность порта "Усть-Луга" достигнет 120 млн. тонн в год. Строятся: вторая очередь автомобильно-железнодорожного промышленного комплекса и вторая очередь Ро-Ро терминала "Юг-2".

1.3. В Калининграде и Балтийске планируется формирование нового портового района мощностью 10-12 млн. тонн грузов в год. Предполагаемая номенклатура обрабатываемых грузов - контейнерные и генеральные грузы, нефть и нефтепродукты, удобрения, паромные грузы. Планируется увеличение количества обслуживаемых пассажиров - паромы в Польшу, Германию и Россию.

В случае реализации заявленных планов, грузооборот портовых мощностей в Финском заливе Балтийского моря превысит 300 млн. тонн, в том числе более 200 млн. тонн - для наливных грузов.

2. Важнейшими проектами в сфере портовой деятельности на севере являются:

- комплексное развитие Мурманского портового транспортного узла с прогнозным увеличением грузооборота порта до 48 млн. тонн в год (2009 год - 37,4 млн. тонн), в том числе - до 30 млн. тонн нефтегрузов, 15 млн. тонн угля и 3 млн. тонн контейнерных грузов;

- развитие порта в Архангельске, предполагающее строительство нового глубоководного портового района для перевозки углеводородного сырья северных месторождений.

Устойчивая работа портов зависит от развития ближних и дальних железнодорожных, автодорожных и трубопроводных подходов, а также от согласованной работы различных видов транспорта.

Железнодорожный транспорт определяет пропускную способность всего транспортного комплекса макрорегиона. Железнодорожными перевозками в порты Северо-Запада обеспечивается почти половина объема внешнеторговых грузов, проходящих через пограничные пункты. Значительные объемы перевозок связаны с поставками на экспорт нефтегрузов и угля через порты Высоцк и Усть-Луга. В 2009 году объем отправленных грузов Октябрьской железной дорогой составил 88,6 млн. тонн, что на 17,1% меньше, чем в 2008 году.

К числу приоритетных проектов развития железнодорожного транспорта относится завершение работ по организации скоростного движения на направлении Москва - Санкт-Петербург - Выборг - Хельсинки и Москва - Санкт-Петербург.

Внутренние водные пути Северо-Запада России связаны с морскими бассейнами - Балтийским, Северным, Каспийским, Азово-Черноморским. Значительная часть этих путей входит в состав внутренних водных магистралей международного значения.

Главными водными артериями макрорегиона в европейской части России являются Волго-Балтийский водный путь и Беломорско - Балтийский канал.

В связи с увеличением автотранспортных потоков, возрастает потребность в развитии дорожной сети. К числу приоритетов в дорожной отрасли относится:

  • развитие подходов к таможенным переходам и портовым комплексам;

  • ремонт и новое строительство дорог федерального и регионального значения;

  • строительство широтных автодорог в северных регионах СЗФО;
  • завершение строительства обходов городов и населённых пунктов на всех основных направлениях автотранспортных потоков.

Важнейшими проектами, имеющими межгосударственное значение, являются проекты, влияющие на параметры международных транспортных коридоров.

Несмотря на то, что плотность железнодорожной сети Северо-Запада России на 54%, а плотность сети автомобильных дорог общего пользования почти на 40% (38,7%) выше средних общероссийских показателей, распределение транспортных коммуникаций в макрорегионе крайне неравномерно. Наиболее высокие показатели плотности автомобильных и железных дорог в Калининградской, Вологодской, Ленинградской, Псковской областях, Республике Карелии. Вместе с тем, в Архангельской и Мурманской областях, Республике Коми эти показатели значительно ниже средних по Российской Федерации. Кроме этого необходимо отметить недостаточность автодорожной сети всего региона в целом, особенно его северных территорий. Остро ощущается недостаток дорог широтного направления.

Напряжённая ситуация складывается на пограничных автомобильных пунктах пропуска. При этом загрузка отдельных пунктов пропуска очень неравномерная.

По данным Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в 2007 году количество грузов, прошедших через автомобильные пункты пропуска, расположенные в пределах Северо-Запада России, возросло до 17,8 млн. тонн, в том числе, более чем до 3,3 млн. тонн (18,7%) - через Торфяновку, почти до 2,4 млн. тонн (13,3%) - через Брусничное и до 1,5 млн. тонн (8,4%) - через Светогорск.

Основным видом грузов, вывезенных автотранспортом из Северо-Западного региона, на долю которых в 2007-2009 годах пришлось свыше 80% экспорта, является лес и изделия из древесины.

Более половины (62%) импортируемых грузов, ввозимых автотранспортом в Россию через государственную границу в пределах Северо-Запада, следует транзитом в другие регионы России, в основном, в Москву. В то же время почти 90% грузов (89,5%), вывозимых автотранспортом на этом участке границы, это грузы субъектов Северо-Запада Российской Федерации.

Количество автотранспортных средств, наблюдаемых органами транспортного надзора составило в 2007 году на границе с Финляндией - более 1,1 млн. Количество автомобилей в российско-финляндском сообщении возросло за период с 2006 по 2007 годы в 1,4 раза. На это направление в настоящее время приходится около четверти всех внешнеторговых перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.

Уже сегодня ощущается недостаточная пропускная способность пограничных автомобильных пунктов пропуска (АПП). Простои въезжающих в Российскую Федерацию грузовых автомобилей на границе с Финляндией летом 2008 года достигали 68 часов на 1 машину, а в очереди на въезд скапливалось до 800транспортных средств. Самые большие простои зафиксированы в Ивангороде, на границе с Эстонией, где своего рода "антирекорд" в сентябре 2008 года составил 210 часов.

Наряду с недостаточной пропускной способностью указанных пунктов пропуска, имеются организационные и технические проблемы пограничных и таможенных процедур. К их числу, в частности, относятся:

- необустроенность ряда пунктов пропуска;

  • отсутствие или недостаточная вместимость на большинстве АПП площадок для стоянки задержанных автомашин;

  • недостаточная техническая оснащенность контролирующих органов;

  • необходимость многократного прохождения весового контроля транспортного средства, а также невозможность получения непосредственно на пунктах пропуска разрешений на перевозку тяжеловесного или крупногабаритного груза.

  • недостаточная координация работы контрольных органов, что отрицательно влияет на эффективность контроля и организацию работы пунктов пропуска, в том числе на принятие совместных мер по увеличению их пропускной способности;

- отсутствие единого информационного банка данных, недостаточное использование логистических систем передачи информации и предварительного информирования о следовании транспортных средств.

Подготовлена к утверждению Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Реализация положений этой Концепции должна содействовать совершенствованию таможенного администрирования.

Таким образом, транспортный комплекс Северо-Запада России, играет важную роль в обеспечении развития сотрудничества Европейского Союза и России. Повышение эффективности транспортных сетей региона, является жизненно важным фактором для обеспечения конкурентоспособности экономики государства, для расширения международной торговли, для формирования современных линий поставки грузов. Решение этой задачи возможно только на основе комплексного подхода, когда наряду с мерами инфраструктурного характера, значительно повышается уровень информационного обеспечения транспортной деятельности, внедряются логистические методы управления транспортными потоками, совершенствуется вся система управления на транспортном комплексе.