Последняя проверка деятельности дирекции по строительству подземных транспортных сооружений Казани, проведенная Счетной палатой (СП) РТ, показала "незначительные нарушения" на сумму 177,8 млн. рублей. Еще 436 млн. рублей было израсходовано с различными нарушениями федерального закона о размещении госзаказов.

Тезис о "незначительных нарушениях" при строительстве Казанского метрополитена становится понятен, если сравнить результаты последней проверки с предыдущими. Как сообщил председатель СП РТ Алексей Демидов, проверка деятельности за период с 2003 по 2005 годы выявила нарушения на сумму 677,7 млн. рублей. Однако по результатам с 2007 по 2009 годы не нашлось ни фактов завышения смет архитектурно-отделочных работ, ни прежнего нецелевого использования бюджетных средств. Основные проблемы были связаны с недопоставками оборудования, что совершенно объяснимо, если финансирование строительства в Казани идет столь неравномерно.

По сообщению пресс-службы СП РТ, общий объем средств на строительство Казанского метрополитена с учетом поступлений из федерального бюджета составил, начиная с 2006 года, 7,9 млрд. рублей. Это, естественно, крайне мало, если сравнить освоенную сумму за другие периоды, когда денег на строительство Казанского метро не жалели. Например, на первую очередь (8,7 км) было израсходовано 17 млрд. рублей. Первый участок, включающий в себя пять станций, был введен в эксплуатацию в августе 2005 года. А за нынешний проверяемый период была сдана в эксплуатацию только одна.

В настоящее время строительство казанского метро ведется периодически. Так же периодически в местных СМИ появляются победные реляции о "вводе, пуске и начале работ". Однако реальных результатов за пять лет достигнуто немного. Тем не менее, запросы метростроителей (а равно и казанской мэрии, контролирующей процесс) от этого меньше не становятся. Например, мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что на завершение первой линии метро столице Татарстана необходимо еще 39 млрд. рублей. Иначе проведение Универсиады-2013, предусматривающей нормальное состояние транспорта и коммуникаций у принимающей стороны, окажется под угрозой срыва.

Как было отмечено на коллегии СП РТ, по сравнению с 2007 годом пассажиропоток в казанском метро увеличился на 44%, составив 9,9 млн. человек. Поэтому данный вид транспорта "будет востребован". И в это легко верится, поскольку проблема наземных перевозок в Казани только усугубляется, а реконструкция и строительство новых объектов транспортной инфраструктуры идут крайне медленно, город же из-за пробок постоянно находится в полупарализованном состоянии.

Таким образом, проверки Счетной палаты РТ расходования бюджетных средств при строительстве Казанского метрополитена в перспективе могут столкнуться с ситуацией, описанной в известном фильме "Операция "Ы". Той самой, что связана с кражей государственного имущества со склада еще до приезда контрольных органов.