Трудности становления ювенальной юстиции - юстиции в отношении несовершеннолетних - вполне преодолимы, но до ее формирования и становления в России еще очень далеко, считает председатель Совета судей Архангельской области Сергей Бурмагин.

"Суть ювенальной юстиции заключается в том, что подросткам нужен особый подход. В большей степени ювенальная юстиция затрагивает уголовное судопроизводство - ту сфера правосудия, которая затрагивает наши самые важные жизненные интересы: свободу, жизнь, здоровье и др. Все, кто попадает в уголовное судопроизводство, претерпевают значительные изменения. Поэтому когда туда попадает подросток, к нему нужен совершенно иной подход, нежели ко взрослым, - рассказывает Бурмагин. - В отношении несовершеннолетних должна быть особая процедура ведения дел. То что годится для взрослых, не годится для детей". Он пояснил, что ювенальная юстиция в первую очередь носит характер воспитательный, а не карательный. Для реализации этого принципа должны быть созданы учреждения, которые способствуют реальному перевоспитанию подростка, а не формальному, который в России подразумевается даже под пожизненным заключением. "Такой формальный подход разрушителен в отношении психики подростков. Предполагается, что ювенальная юстиция будет стремиться к тому, чтобы оступившегося скорее реабилитировать и вернуть к нормальной жизни", - уточнил председаетль Совета судей.

"Проблема заключается в том, что ювенальной юстиции никогда не существовало, и я считаю, что и сейчас не существует ни у нас в области, ни в других регионах. Этот новый вид юстиции нужно формировать и развивать, - утверждает Бурмагин. - Мы понимаем, что в отдельно взятом регионе ее не построишь. Централизованное построение права - очень большая проблема для России, поэтому право - неповоротливо. В нашем регионе есть не один десяток организаций, которые могли бы включиться в ювенальную сеть. Но проблема заключается не только в том, что финансировать ювенальную юстицию некому - это не в сфере компетенции регионов, а на федеральном уровне денег на это не выделяется. Но проблема еще и в том, что не существует правовой регламентации этой деятельности. То, что касается уголовного права, можно изменить лишь на федеральном уровне - на региональном ничего менять нельзя. Поэтому мы жестко связаны этим".

Судьи из Архангельской области изучили иностранный опыт, но внедрять его также оперативно, как это делается за рубежом, они возможности не имеют. "Об этом ведется много разговоров на уровне Общественной палаты РФ, на уровне ассоциации юристов, Совета судей России, но дальше "говорильни" дело не идет, - рассказал Сергей Бурмагин. - Формирование ювенальной юстиции требует денег и кадров. Эти судьи должны быть подготовлены еще с психологической точки зрения. А это очень затратно. На региональном уровне мы можем кое-что сделать. В Архангельске реализуется эксперимент на базе Исакогорского суда. Если у нас что-то получится, то будем этот опыт и дальше развивать. А перспективы создания ювенальной юстиции на федеральном уровне весьма туманны", - заключил председатель Совета судей Архангельской области.