Михаил Фёдорович на собрании боярской думы. А.Рябушкин. 1893 год. Третьяковская галерея, Москва

1613 год. 3 марта (21 февраля ст.ст.) решением собора российским царем был избран Михаил Федорович Романов

Коронование царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе. Литография XIX века с гравюры XVII века

"Отступление Сигизмунда дало досуг заняться избранием царя всею землею. Разосланы были грамоты по городам с приглашением прислать властей и выборных в Москву для великого дела; писали, что Москва от польских и литовских людей очищена, церкви божии в прежнюю лепоту облеклись и божие имя славится в них по-прежнему; но без государя Московскому государству стоять нельзя, печься об нем и людьми божиими промышлять некому, без государя вдосталь Московское государство разорят все: без государя государство ничем не строится и воровскими заводами на многие части разделяется и воровство многое множится, и потому бояре и воеводы приглашали, чтоб все духовные власти были к ним в Москву, и из дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей, выбрав лучших, крепких и разумных людей, по скольку человек пригоже для земского совета и государского избрания, все города прислали бы в Москву ж, и чтоб эти власти и выборные лучшие люди договорились в своих городах накрепко и взяли у всяких людей о государском избранье полные договоры. Когда съехалось довольно много властей и выборных, назначен был трехдневный пост, после которого начались соборы. Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов или своего природного русского, и порешили "литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и никоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть, потому что польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом". Стали выбирать своих: тут начались козни, смуты и волнения; всякий хотел по своей мысли делать, всякий хотел своего, некоторые хотели и сами престола, подкупали и засылали; образовались стороны, но ни одна из них не брала верх. Однажды, говорит хронограф, какой-то дворянин из Галича принес на собор письменное мнение, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов, его и надобно избрать в цари. Раздались голоса недовольных: "Кто принес такую грамоту, кто, откуда?" В то время выходит донской атаман и также подает письменное мнение: "Что это ты подал, атаман?" - спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. "О природном царе Михаиле Федоровиче", - отвечал атаман. Одинакое мнение, поданное дворянином и донским атаманом, решило дело: Михаил Федорович был провозглашен царем. Но еще не все выборные находились в Москве; знатнейших бояр не было; князь Мстиславский с товарищами тотчас после своего освобождения разъехались из Москвы: им неловко было оставаться в ней подле воевод-освободителей; теперь послали звать их в Москву для общего дела, послали также надежных людей по городам и уездам выведать мысль народа насчет нового избранника и окончательное решение отложили на две недели, от 8 до 21 февраля 1613 года. Наконец Мстиславский с товарищами приехали, приехали и запоздавшие выборные, возвратились посланники по областям с известием, что народ с радостию признает Михаила царем. 21 февраля, в неделю православия, т. е. в первое воскресенье Великого поста, был последний собор: каждый чин подал письменное мнение, и все эти мнения найдены сходными, все чины указывали на одного человека - Михаила Федоровича Романова. Тогда рязанский архиепископ Феодорит, троицкий келарь Авраамий Палицын, новоспасский архимандрит Иосиф и боярин Василий Петрович Морозов взошли на Лобное место и спросили у народа, наполнявшего Красную площадь, кого они хотят в цари? "Михаила Федоровича Романова" - был ответ".

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.8, глава 8. М.: Мысль, 1989. с.668-670

История в лицах

Современники о Михаиле Федоровиче:

Не точию убо в телесных добротах сияше, но и душу мужествену являя и благодатми светящуюся отвсюду, бе бо всеми добрыми делы украшая себе, постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиреномудрием, правдосудием и благовеинством присно украшая себе, лети же и лукавства и всякого зла отнюдь всяк ненавистен бысть... и не храня вражды всякия, ниже злобе или гневу в сердце своем место даяше, ко всем бысть всегда тих и кроток

Цитируется по: Попов А.Н. Обзор хронографов русской редакции. Вып. 2. М. 1869, с. 204.

Мир в это время

В 1613 году подписанием Кнередского мира завершается Кальмарская война между Данией и Швецией.

Кальмарская война 1611 года. Гравюра XVII века

"Кальмарская война - так называется война, начавшаяся в 1611 году между Данией и Швецией, в царствование Христиана IV и Карла IX. Причины, ее вызвавшие, лежали, прежде всего, в зундском и нарвском вопросах, которые оставались неразрешенными с самого Штеттинского мира 1570 г.; затем одним из мотивов к войне служило стремление Швеции к ее естественным границам, желание возвратить себе южные провинции, находившиеся под властью Дании. Постоянные споры происходили и из-за норвежских границ. Попытки уладить спорные вопросы мирным путем не удались; многочисленные конгрессы, созывавшиеся с конца XVI ст., сильнее только обнаруживали взаимную вражду обоих народов. Войну объявил Христиан IV и сам стал во главе войска. Гор. Кальмар скоро был взят датчанами, но крепость продолжала защищаться. Шведские войска явились к ней на помощь, и 17 июня под стенами крепости произошла одна из самых кровопролитных битв в северной истории. Она возобновлялась три раза; оба короля принимали в ней участие. Датчане вышли из нее победителями благодаря, главным образом, личной отваге Христиана. В начале августа крепость сдалась датчанам. 30 октября Карл IX умер; войну продолжал сын его Густав-Адольф. Посредниками явились Англия, Нидерланды и Бранденбург, имевшие в виду привлечь скандинавских государей к участию в общеевропейских делах. Переговоры о мире открылись зимой 1612 г. Все завоевания датчан были возвращены шведам за миллион талеров. Швеция отказывалась от своих владений в Лапмаркене; датчанам разрешалась беспошлинная торговля в Швеции, шведам - в Дании; торговля с Ригой и Курляндиею объявлена свободной; пленники были обменены, штеттинский мир восстановлен. Христиан подписал акт Кнередского мира 26 января 1613 г".

Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.

Материал предоставлен АНО "Руниверс"