Британский журналист, координатор кавказского проекта Института мира и войны (IWPR) Томас де Ваал 9 марта выступил в Ереване на обсуждениях, посвященных нагорно-карабахскому конфликту. Организатором мероприятия был фонд "Сивилитас", возглавляемый экс-министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном.

Ваал заявил, что относит нагорно-карабахский конфликт к числу "спящих" конфликтов, ситуация вокруг которых характеризуется определением "ни мира, ни войны". По его словам, именно угроза возобновления боевых действий переводит карабахский конфликт из разряда "замороженных" в разряд "спящих". "Замороженным" конфликтом Ваал считает Кипрскую проблему.

По мнению журналиста, риск возобновления боевых действий в зоне карабахского конфликта хоть и мал, но все же существует. По его словам, в регионе может сработать "фактор глупости", когда военные и политики решат использовать купленное в огромных количествах оружие.

По мнению Ваала, "стул" урегулирования нагорно-карабахского конфликта в настоящее время стоит на "двух ножках" - переговорах на высшем политическом уровне, в результате которых может быть подписан документ о базовых принципах урегулирования (Мадридский документ), а также на режиме перемирия, который имеет тенденцию к нарушению. То есть, по словам Ваала, "вторая ножка" этого стула также весьма слабая. К тому же, журналист считает, что подписание базовых принципов президентами двух стран - Армении и Азербайджана - не может привести к быстрым и действенным шагам по разрешению проблемы. Томас де Ваал считает, что у "стула" карабахского урегулирования должно быть как минимум еще две "ножки" - диалог между армянской и азербайджанской общественностью на уровне неправительственных и прочих организаций, а также комплексная поддержка международного сообщества по восстановлению зоны конфликта - реабилитации транспортной инфраструктуры, разминированию, созданию возможностей для экономического развития, укрепления безопасности и так далее. С этой точки зрения Томас де Ваал назвал недостаточным внимание международной общественности, в том числе финансовых и политических институтов к карабахской проблеме. По его словам, решение конфликта зависит от народов региона, однако оно может быть достигнуто при благоприятной внешнеполитической конъюнктуре. Эксперт в этой связи отметил "положительный пример" Балкан, когда косовскую проблему удалось урегулировать при активном участии международного сообщества. "Дейтонское соглашение, хотя оно и было неприятным, однако способствовало урегулированию конфликта и повышению степени безопасности в регионе", - заявил он.

Дейтонское соглашение о прекращения огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившие конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине 1992-1995 были согласованы в ноябре 1995 на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), а подписаны 14 декабря 1995 года в Париже лидером боснийских мусульман Алией Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом. Непосредственно перед подписанием соглашений, в августе-сентябре 1995 года авиация НАТО провела воздушную операцию "Умеренная сила" против боснийских сербов, которая сыграла роль в остановке сербского наступления и некотором изменении военной ситуации в пользу мусульмано-хорватских сил. Соглашение предусматривало, что государство Босния и Герцеговина должно состоять из двух частей - Мусульманско-Хорватской Федерации и Республики Сербской. Столицей осталось Сараево. Сербы получили 49% территории, мусульмане и хорваты - 51%. К моменту заключения Дейтонского соглашения в городе Сараево было от 120 до 150 тыс. сербов. После передачи Сараево Мусульманско-Хорватской Федерации он был очищен мусульманами от сербов. Таким образом, следствием Дейтонского соглашения стало изгнание сербов.