Экономический кризис из всех страны Европы, кроме Украины, больнее всего ударил по Российской Федерации. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом заявил 13 марта в ходе визита в столицу Чувашии председатель Cчётной палаты России Сергей Степашин, подводя "промежуточные итоги" влияния кризиса на жизнедеятельность страны, так как, по его словам "говорить о долговременной стабилизации", "пока ещё преждевременно". Гость выступил в рамках открытия научно-практической конференции "Место и роль юридической науки в модернизации экономики". Отметим, в числе участников конференции были также председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, председатель правления "Ассоциация юристов России" Павел Крашенинников, заведующий кафедрой адвокатуры МГИМО МИД России и вновь открывшейся кафедры адвокатуры Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова Алексей Клишин, президент ЗАО "ЮКЕЙ-Консалтинг" Валентин Степанков.

Сергей Степашин

Говоря о том, какие меры были наиболее эффективными и чего удалось избежать, Степашин в первую очередь выделил сохранение банковской и финансовой систем в работоспособном состоянии, "правда, за счёт огромных денежных инъекций". Он также подчеркнул, что удалось не допустить банкротства подавляющего большинства системообразующих предприятий, хотя некоторые из них оказались в тяжёлой ситуации". Отметив, в частности, что после того, как начали поступать выделенные Тольятти 25 млрд рублей на поддержку автопрома, "принимаются меры к тому, чтобы внимательно всё-таки посмотреть на будущее предприятия": "Совершенно естественно, что "Жигули" образца 65-го года, хоть и модернизированные, никогда не будут конкурировать с далеко-далеко шагнувшей автомобильной промышленностью во всём мире".

Также в числе достижений антикризисной политики правительства - сохранение на докризисном уровне доходов большей части населения, считает Степашин. "В отличие от других стран, социально взрыва и напряжения, который предсказывали многие политики или политиканы - как угодно можно их назвать, в стране не произошли", - пояснил глава Cчётной палаты.

Сергей Степашин также отметил, что "произошло очевидное снижение инфляции", которая в прошлом году составила 8,8% - "это рекордная сумма после развала Советского Союза". "Но если говорить откровенно, признать, что снижение инфляции сегодня это заслуга экономической политики правительства - это неправильно. Прежде всего, инфляция у нас снизилась потому, что произошёл экономический спад", - отметил Степашин, выделив в числе положительных моментов и сохранение "относительной стабильности курса рубля".

Комментируя негативные последствия, выступающий не исключил, что они "могут быть более серьёзными, более долгосрочными и иметь отрицательные последствия". Сергей Степашин напомнил, что в прошлом году в России было значительное падение валового внутреннего продукта, в этом году, по прогнозам экспертов, рост ВВП составит 3,5-4%, но для этого нужно инвестиционное подкрепление: "Кстати, февраль в этом плане был таким колокольчиком опасения по поводу роста ВВП в нашей стране". Председатель Cчётной палаты подчеркнул, что восстановление инвестиционного процесса "идёт медленно и неустойчиво", Минэкономразвития прогнозирует в этом году прирост капиталовложения около 3%.

По итогам года "самый серьёзный удар" получило промышленное производство: сокращение в целом по стране составило 10%, в обрабатывающих производствах на 16%, продолжил Степашин. Сильное падение наблюдалось в российском автопроме, продажи сократились более чем на 40%. "Кстати, эта тенденция продолжается и в этом году. Во всех европейских странах, в Китае, Бразилии, Индии сегодня идёт оживление автомобильного рынка, в России пока идёт падение", - заметил председатель Cчётной палаты. И продолжил: "Наибольший спад промышленного производства, более 25%, образовался в регионах с наиболее высокой долей обрабатывающей промышленности - Орловской, Самарской области. Кстати, это серьёзно коснулось и вашей республики", - посмотрел Степашин на главу Чувашии Николая Федорова.

В числе наиболее негативных последствий было отмечено также существенное сокращение потребительского спроса и дефицит федерального бюджета. Кроме того, Сергей Степашин детально остановился на рисках, которые могут существенным образом затруднить выход российской экономики на стабильный период развития. По его словам, в первую очередь, это высокая зависимость российской экономики от конъюнктурных колебаний на мировом рынке сырья, проблема корпоративного долга и будущее списание так называемых "плохих активов". "Особенно настораживает то обстоятельство, что госкомпании, несмотря на жёсткие предупреждения президента, премьер-министра, генеральной прокуратуры продолжают проводить рискованную политику. Если в целом частная корпоративная сеть за прошлый год сократила общую задолженность на 24%, то компании с государственным участием, напротив, увеличили. Расплачиваться придётся нам с вами, за счёт налогов", - акцентировал внимание выступающий.

Риски, по мнению Степашина, создаёт и крен российской экономики в сторону поддержки базовых градообразующих предприятий, "к сожалению, в большей степени не эффективных": "Но там живут люди, деваться некуда, что называется".

Кроме того, сохраняется высокий уровень безработицы. "Я позволю себе быть предельно откровенным - очень большая проблема возникает у выпускников высших учебных заведений, многие из которых и в этом году, и в обозримом будущем с трудом смогут найти себе рабочее место по своей квалификации. Это очень большая проблема", - выразил обеспокоенность председатель счётной палаты. Также он выделил в числе рисков сохранение "инфляционного навеса" - прежде всего за счёт роста тарифов.

Сергей Степашин также обратил внимание на то, что в опубликованном недавно в журнале "Форбс" списке миллиардеров стало вдвое больше российских граждан: "Это при том, что страна с точки зрения экономического роста, с точки зрения промышленного развития в прошлом году оказалась в худшем положении среди всех европейских стран, кроме Украины. А количество миллиардеров при этом выросло". Говоря в целом о кризисе, Сергей Степашин высказал мнение, что сейчас страна вошла в фазу выхода из рецессии и, по его словам, "по мере улучшения макроэкономической ситуации центр тяжести необходимо переносить со стабилизационных на стимулирующие антикризисные меры, в том числе и те, которые стимулируют опережающее развитие инновационного сектора экономики".

Было подчёркнуто, что кризис "со всей очевидностью высветил системные слабости российской экономики, а также дал понимание того обстоятельства, что слабость институтов уже не может компенсироваться быстрым ростом доходов и расширением рынка": "Не исключено, что нынешний кризис носит системный характер, он вписывается в логику кондратьевских длинных волн и означает назревшую необходимость перехода к новому технологическому укладу в нашей стране, да и в мире тоже. Такой переход потребует также формирование новых социально-экономических отношений в глобальном масштабе и может занять не менее 10 лет".

Глава Cчётной палаты также привёл некоторые сравнения нынешнего кризиса с кризисом 1998 года, который, по его словам, "был рукотворным", "явился результатом ошибок, просчётов": "Можно даже сказать, хотя и это мягко, авантюр и преступлений в экономической политике тех лет". В 1998 году прекратили существование ряд крупнейших банков, которые, "собственно, банки банковской деятельностью не занимались", "возникла паника среди населения, большая часть наших сограждан, как и после развала Советского Союза, потеряли свои сбережения". С другой стороны, это способствовало расчищению экономической площадки, "курс национальной валюты был приведён в соответствии с реалиями, и всё это способствовало быстрому оживлению реальной экономики за счёт повышения конкурентоспособности отечественного производства". "Отсюда тот самый успешный период, о котором сегодня все кому не лень говорят, приписывают ещё заслугу в этом периоде почему-то себе", - заключил Сергей Степашин.