В Казани должен пройти вступительно-отборочный экзамен для отправки абитуриентов на обучение в университеты Турции. Прием заявлений ведет Министерство образования и науки РТ.

Как сообщает пресс-служба Минобрнауки РТ, принять участие в экзамене смогут все желающие, имеющие полное среднее образование или обучающиеся в выпускном классе не старше 24 лет. Экзамен, назначенный на 25 апреля, будет проводиться в форме теста. При этом абитуриенты, прошедшие испытания, но не владеющие турецким языком, будут направлены на подготовительное отделение со сроком обучения 1 год. Стипендию, расходы на проживание берет на себя турецкая сторона. Студентам придется оплатить лишь стоимость билета до Турции и обратно (примерно 12 тысяч рублей).

Следует отметить, что инициатива по приему и обучению молодежи из Татарии в Турции не нова. Первые шаги в этом направлении стали делаться сразу же, как Татарстан заявил о своем стремлении к суверенитету в начале 1990-х годов. Целые партии татарской молодежи поехали тогда учиться в Турцию, которую, по словам президента РТ Минтимера Шаймиева, "связывают с Татарстаном давние культурные и духовные традиции". Одновременно в республике начали открываться многочисленные турецкие лицеи.

Однако после укрепления федеральной власти, наметившееся партнерство стало испытывать трудности. Приблизительно с 2005 года турецкие лицеи в Татарстане начали закрываться один за другим. Процесс сопровождал ряд скандалов. В частности, выяснилось, что у многих преподавателей-турков нет лицензий, дипломов и вообще высшего образования, а главной составляющей обучения во многих учебных заведениях является идеология пантюркизма.

В 2007 году в Татарстане стало официально известно о деятельности турецкой националистической организации "Нурджулар", которая, по словам старшего помощника руководителя СУ СК при прокуратуре РФ по РТ Эдуарда Абдуллина, "пустила свои корни в Казани, Набережных Челнах, Елабуге и Мензелинске еще в 1992 году". В результате число турецких лицеев в Татарстане быстро сократилось, а идея турецкого образования на время потеряла свою актуальность.

Однако, как можно заметить по последним инициативам, идея помощи духовно близкому татарскому народу со стороны "старшего турецкого брата" не умерла. И страна, в которой около 13% населения не умеют читать (грамотны 80,6% женщин и 93,9% мужчин по данным переписи 2000 года), по-прежнему предлагает помощь в образовании Татарстану, но теперь уже на своей территории и принимая расходы на свой счет. Естественно, что отказаться от содействия в реализации этой благородной задачи было бы со стороны Министерства образования и науки РТ черной неблагодарностью и грубым отказом от устоявшихся приоритетов.