Интервью ИА REGNUM Новости с главой азербайджанского Центра политических инноваций и технологий Мубаризом Ахмедоглу.

ИА REGNUM: Главы МИД Азербайджана и Армении по-разному представляют масштабы и суть референдума по Нагорному Карабаху. Разногласия есть и по способам и срокам урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, возвращению беженцев... Неужели в этом году не стоит ждать полного принятия сторонами обновленных Мадридских принципов?

Мне кажется, что по большому счету Армения как и прежде занимается имитацией переговоров, продлевая сроки оккупации азербайджанских земель. Вместе с тем в позиции руководства Армении можно наблюдать и определенные, чисто тактические изменения. В последнее время, как известно, Азербайджан сохраняет стратегическую инициативу. Посмотрите, высказывания французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Бернара Фасье достаточно близки к позиции Азербайджана. Если раньше карабахский конфликт и компромисс по нему были как бы в одной плоскости, то сейчас появилась любопытная парадигма. Мы видим заинтересованность официального Еревана в прохождении NABUCCO по территории Армении. То есть создана вторая плоскость. Другими словам, уступки Армении в карабахском вопросе сопровождаются газотранзитными преференциями. Принятие министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым обновленных мадридских принципов за основу для дальнейших переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и обнародование их сути повергли официальный Ереван в шок. Только сейчас там пришли в себя и отреагировали заявлением главы армянского внешнеполитического ведомства Эдварда Налбандяна о том, что и эта страна принимает обновленный вариант мадридских принципов.

Однако независимо от дальнейших шагов Еревана я уверен, что в нынешнем году мы увидим значительный прогресс в урегулировании азербайджано-армянского конфликта. Даже если переговоры ничего не дадут, у Баку есть другие рычаги воздействия на агрессора...

ИА REGNUM: Вы имеете в виду военный путь решения карабахской проблемы?

И его тоже, хотя существуют и другие возможности для прекращения Арменией оккупации азербайджанских территорий. В настоящее время отношения между Россией и Азербайджаном можно расценивать как очень хорошие. Диалог Москвы с Анкарой также продвигается по поступательной. Вместе с тем можно видеть более враждебное отношение Турции к Армении, чем даже в 1993 году перед закрытием границы. А Иран не в восторге от того, что Армения пытается нормализовать отношения с Турцией. То есть налицо - широкое поле для маневров у Азербайджана и геополитическая яма, в которой пребывает Армения.

ИА REGNUM: Некоторые аналитики расценили заявление главы турецкого правительства о возможности выдворения 100 тысяч армянских гастарбайтеров как доказательство того, что совместное проживание армян с азербайджанцами в Нагорном Карабахе невозможно. Насколько, по-вашему, верен такой вывод?

Во-первых, Реджеп Тайип Эрдоган делает такое заявление не первый, а третий раз за последние полгода. Видимо, раньше армянские и проармянские политологи и политики не обращали на это внимания. Вместе с тем напомню, что за этой риторикой нет и не предвидится реальных действий. Еще ни один армянский гастарбайтер из Турции не был выдворен. Более того, посмотрите на динамику роста трудовой силы из Армении, задействованной в Турции. Если, скажем, 3 года назад в этой стране работали меньше 10 тысяч граждан Армении, то 2 года назад - 40 тысяч, а сейчас и все сто тысяч. То есть 100 тысяч армянских граждан предпочли своей родине "враждебную" Турцию. Давайте отличать армянский народ от его политиков. Что бы ни кричали последние о геноциде и турецкой "свирепости и кровожадности", простые армяне десятками тысяч перебираются в Турцию и многие, судя по свидетельствам очевидцев, обосновываются там навсегда. Хотя сегодня армянские политики, как властные, так и оппозиционные, по-прежнему пренебрегают интересами своего народа, в обществе растет понимание того, что надо жить реалиями, а не мифами вековой давности.

Еще более абсурдно звучит утверждение о несовместимости совместного существования азербайджанцев и армян. Простите, но это полная чушь, которую, естественно, не хочется комментировать.

ИА REGNUM: На днях сотрудники минобороны Армении провели инспекционную проверку на приграничной территории Турции. Не означает ли это, что закамуфлированный риторикой процесс нормализации турецко-армянских отношений продолжается?

Да, этот процесс продолжается. Но для того, чтобы через 3, 5 или 10 лет выстроить действительно нормальные турецко-армянские отношения, его сегодня необходимо прервать, обнулив имеющиеся наработки. Обратите внимание, буквально через 2 дня после одобрения Комитетом по внешним сношениям (КВС) Конгресса США проекта резолюции (№252) по признанию геноцида армян, парламент Турции ратифицировал проект NABUCCO. Причем сделал это, несмотря на несогласованность с Азербайджаном стоимости азербайджанского газа и тарифов за его транзит. Данный шаг вкупе с данным армянским военным разрешением на инспектирование приграничных районов - прозрачные мессиджи, предназначенные Армении.

ИА REGNUM: После одобрения проекта КВС резолюции №252 оскорбленная Анкара предприняла ряд ответных шагов. Со своей стороны, Белый дом прилагает усилия по минимизации последствий этого проекта. Не считаете ли вы, что армянское лобби в Комитете, само того не желая, укрепило позиции Турции в США? Что в этом свете ждет в ближайшем будущем отношения Вашингтона с Анкарой и опосредствованно с Баку?

У меня несколько иной взгляд. Одобрение проекта резолюции №252 - заслуга не армянского, а израильского лобби. Напомню, перед рассмотрением проекта в КВС армянская диаспора в США переживала явно не лучшие времена. Буквально за пару дней до принятия указанного проекта лидер армянской диаспоры в Штатах покинула занимаемый пост. Стала бы она это делать, если бы была уверена в итогах голосования конгрессменов? Конечно, нет.

Израильское лобби этим решением показало свое недовольство как США, так и Турции. Оно считает проводимую в последние месяцы американскую политику на Ближнем Востоке ударом по своим, я бы сказал, достаточно сомнительным интересам. Лоббистам не нравятся и действия нынешнего турецкого правительства, которое с одной стороны пикируется с руководством Израиля, а с другой - выстраивает доверительные и тесные отношения с Ираном.

В принципе, использование различными европейскими странами, ЕС и Штатами вопроса признания армянского геноцида как инструмента для давления на Турцию, является не достижением, а позором якобы всемогущего армянского лобби. Турция еще больше усилила темпы сближения с Россией, с одной стороны, и Ираном - с другой. О надежности союзнических отношений с США задумались и в ряде мировых столиц. Поэтому администрация Белого дома, не желающая терять столь ценного стратегически важного партнера как Турция, равно как и свой имидж, уже делает и будет делать всё, чтобы задобрить Анкару. Не удивлюсь, если 24 апреля президент США Барак Обама прервет многолетнюю традицию и не обратится к армянам с речью о трагических событиях 1915 года.

Нынешние события привели уже и к росту заинтересованности США в карабахском урегулировании. Там все отчетливее понимают, что без решения этого вопроса не может быть стабильности в достаточно большом регионе. Не случайно 18 марта заместитель Государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон обсудил в Москве карабахский вопрос с замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным. А 19 марта этот же вопрос обсудили госсекретарь США Хиллари Клинтон с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Словом, действия армянских идеологов и политиков привели к тому, что серьезные геостратегические игроки поняли бесперспективность скорой нормализации турецко-армянских отношений и начали переносить свои усилия на урегулирование нагорно-карабахского конфликта.

ИА REGNUM: Анкара недоумевает, почему армянская сторона не намерена принимать помощь в урегулировании карабахского конфликта со стороны Турции, которая считает, что ей уже удалось нормализовать отношения между сербами и боснийцами? Посреднические усилия Еревану и Баку предлагает и Тегеран. Каковы шансы на принятие ими помощи Турции и/или Ирана?

Я бы поставил на первое место подобную помощь со стороны России. Она не только сопредседатель Минской группы ОБСЕ, но и государство, часть территории которого находится на Кавказе. Она может помогать как в одиночку, так и вместе с Турцией и Ираном. Я считаю альтернативное посредничество выгодным Азербайджану. На этих площадках не будет необходимости принятия решения путем консенсуса, как это можно наблюдать в Минской группе ОБСЕ. Что же касается начала вашего вопроса, указанное недоумение нынешнего турецкого правительства говорит лишь о плохом его знании армянской стороны. Правящие Турцией с 2003 года представители Партии развития и справедливости должны задуматься, почему КВС принимает антитурецкую резолюцию уже в четвертый раз. Впервые это было сделано в 2001 году, когда у руля в Турции находилась религиозная партия во главе с Неджмеддином Эрбаканом. Затем история повторилась в 2005, 2007 и 2010 гг. Турецкие религиозные политики недостаточно хорошо представляют себе амбиции и арсенал воинствующего армянства.

ИА REGNUM: Вскоре в Вашингтоне пройдет международная встреча на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности, куда кроме глав ядерных держав приглашены президенты Грузии и Армении. Почему, по-вашему, на этот саммит не приглашен руководитель Азербайджана?

А зачем Азербайджану участвовать в мероприятии с ядерной повесткой? Надо рассматривать вопрос в другом аспекте - почему в Вашингтон приглашены Саакашвили и Саргсян? И поскольку достоверной на все 100% информации нет, можно предложить одну из четырех версий, которые в настоящее время я прорабатываю.

Первая. Наверное, не случайно, что вскоре после того, как на этот саммит был "самоприглашен" Саакашвили, Москва приостановила переговоры с США об ограничении стратегических наступательных вооружений. Вашингтон отреагировал на российский мессидж и пригласил "для равновесия" главу её кавказского форпоста - Армении.

Вторая. Администрация Белого дома намеревалась наладить деловые и конструктивные отношения между Эрдоганом и Саргсяном. Ведь когда последнему делалось приглашение, не было резолюции №252 и нельзя было предположить отказ турецкого премьера от поездки в Вашингтон.

Третья. Учитывая интерес Армении к прохождению через нее NABUCCO, Белый дом хотел организовать встречу Саргсяна с Саакашвили, на которой последнего могли бы заинтересовать в какой-либо компенсации его стране за трубопровод, "одолженный" армянам.

И наконец, четвертая. Штаты не расстаются с намерением оторвать Армению от России, а Сержа Саргсяна сделать вторым Анваром Садатом, который в свое время "переподчинил" просоветский Египет США. А поскольку, как уже очевидно, претворить это намерение в жизнь посредством Анкары не получилось, то роль последней была передоверена Тбилиси.