"Если учесть, что официально пропавших без вести числится чуть более ста человек, то где остальные жители поселка - около полутора тысяч человек?"

Трагедия в Алматинской области, где в результате паводков прорвало плотину и четырехметровая волна смысла с карты Казахстана целый поселок, обнажила саму суть проблем, которые власть так и не сумела решить за двадцатилетие независимости. Бедствие национального масштаба: в поселке Кызылагаш только по официальным данным, погибшими числятся 40 человек (а с учетом пропавших без вести - их будет намного больше 200) - в информационном поле страны рискует так и остаться мелким событием регионального масштаба. Это единственный значимый успех, которого сумели добиться казахстанские чиновники - направляя и ликвидируя информационные потоки, запрещая выдавать тела погибших родственникам - чтобы не портить статистику; ограничивая все подъезды к месту трагедии - чтобы журналисты не видели реальных масштабов наводнения. О прочем - едином координационном штабе, четком мониторинге ситуации, оперативной работе спасательных служб, полевой кухне и медицине, способности властей работать на опережение - приходится только мечтать.

Любопытно - во время землетрясения в Чили погибло 50 человек. Событие - основание для национального траура. Крушение "Невского экспресса" 27 ноября 2009 года - погибли 28 человек. В России - траур. И только в Казахстане - при 40 официально погибших - траур объявлен лишь в Алматинской области. Это ли не краткая характеристика отношения государства к собственным гражданам?

Казахстан в числе многих все эти годы помогал странам, пережившим стихийные бедствия самой разной силы и масштаба. Когда это случилось у нас - республика предпочла замолчать не только количество погибших, но и сам факт трагедии. Трагедии, из которой никто не сделает никаких выводов. Это значит: она обязательно повторится.

"Казахстанская правда", сама не желая того, ярче других газет обозначила отношение власти к трагедии в поселке Кызылагаш. Издание предпочло не концентрировать внимание на происшествии. Такую позицию главной газеты Казахстана в республике вполне можно считать официальной. "С обсуждения мер по ликвидации последствий трагических событий, произошедших в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях, началось первое заседание правительства в обновленном составе под председательством премьер-министра Карима Масимова. На повестке дня были также вопросы о Концепции формирования и использования средств Национального фонда РК и о присоединении Казахстана к Болонской декларации".

Расследование с места бедствия публикует Central Asia Monitor - едва ли не единственная газета, остро поставившая вопрос о работе властей в зоне затопления. Издание в своем материале приводит массу свидетельств: местная администрация знала об опасности, но предпочла спасти себя и свои семьи, бросив целый поселок на произвол судьбы. "Почему официальные данные, хотя бы даже о времени прорыва плотины, разнятся настолько, что возникает ощущение, что государственные структуры просто боятся рассказать правду? Почему не раскрывается реальное количество жертв трагедии? Солдаты, разбирающие завалы на месте трагедии, рассказывают о "Мерседесе" с алматинскими номерами, снесенном с дороги. Водитель и трое пассажиров погибли. Была еще и "Мазда", в которой нашли трех погибших. Жители поселка говорят об автобусе, в котором ехали "челноки" с товаром из Китая. Все они погибли. Правда, точными данными никто не располагает. Количество погибших коммерсантов колеблется, по разной информации, от 7 до 50 человек. Несостыковка даже в официальных данных. По информации пресс-службы акимата области, из зоны бедствия эвакуирована тысяча человек, МЧС называет другую цифру - 1,7 тыс. человек. Если учесть, что официально пропавших без вести числится чуть более ста человек, то где остальные жители поселка - около полутора тысяч человек? И учитывали ли те, кто подсчитывал количество жертв, тот факт, что в поселке проживали непрописанные семьи оралманов [этнических казахов, вернувшихся на родину из-за границы - ИА REGNUM Новости]? Мы очень надеемся, что ответы на эти вопросы даст созданная по распоряжению президента страны правительственная комиссия".

О вероятных причинах прорыва плотины пишет "Экспресс-К" - по данным газеты, хозяин плотины зарабатывал на жизнь продажей поливной воды, поэтому ему было выгодно копить воду в дамбе. "А выводы напрашиваются печальные. Нехитрые математические расчеты дают представление о прибыли, которую извлекали заинтересованные лица путем продажи сельчанам воды для полива приусадебных участков и крестьянских угодий. Еще раз напомним, объем кызылагашского водохранилища составлял 42 миллиона кубометров. По заверениям жителей, в сезон реализовывалось до 12 млн кубов, стоимость одного кубометра равнялась 23 тенге [18 центов - ИА REGNUM Новости]. По официальным данным в селе проживало 2240 человек. Только по приблизительным подсчетам извлекаемый доход равнялся 276 миллионам тенге [около двух миллионов долларов - ИА REGNUM Новости]. Как распределялся этот куш, остается только гадать, но даже при делении на несколько человек сумма получалась немалая. Этим объясняется и стремление скопить побольше воды, не задумываясь о возможных последствиях".

О наводнении пишут и политики в "Новой газете" - по мнению оппозиционных деятелей, власти скрыли реальный масштаб трагедии, чтобы не портить главе государства настроение в канун юбилея. "То же самое происходит в эти дни и в селе Кызылагаше, в этой маленькой копии нашего государства. Здесь прорыв плотины вызвал самое масштабное за последние десятилетия наводнение. По неофициальным данным, погибли сотни людей. Да, арестовали сельского акима, начальника плотины, местного чиновника от ЧС. Но никто из вышестоящих начальников, непосредственно курировавших этот регион, не пострадал. Хотя это вопрос отнюдь не районного уровня!... Наша власть привыкла скрывать действительное положение дел. До сих пор нет точного списка жертв, включая и пропавших без вести! Почему пытаются скрыть от общественности реальные масштабы бедствия? Зачем? Чтобы не портить главе государства настроение накануне того самого юбилея?"

Системный кризис власти - тема исследования Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры. На своем сайте Sarap.kz авторы исследуют работу исполнительной власти по обеспечению водной безопасности. И приходят к выводу: инцидент вряд ли станет уроком. "Трагедия в Кызылагаше показала, что реализация и деятельность всех вышеописанных программ, водоохранных структур или обошла, по каким-то причинам, стороной кызылагашское водохранилище, или вовсе не добралась до него. Спрашивается, что делали эти структуры, когда еще два года назад жители Кызылагаша требовали передать плотину кызылагашского водохранилища в государственную собственность; что было сделано в плане технической проверки состояния водохранилища, мониторинга ситуации на нем. Ничего этого сделано не было. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда уровень воды в водохранилище превысил допустимый уровень, ее не удалось слить, так как тоннельный водоспуск попросту не открылся из-за технических повреждений. Кызылагашская трагедия и ее последствия показали народу истинное лицо нашей власти. Недееспособность нашей власти в плане защиты интересов простого народа давно известна. Но в трагедии в Кызылагаше проявилась аморальность и отчужденность властей от страданий простого народа. Ибо как можно объяснить то, что пострадавшие до сих пор не получили в полной мере всех компенсационных издержек и помощи от властей. В этом же ряду находится тот факт, что до сих пор власти не представили общественности истинные масштабы трагедии и не объявили по всей стране траур".

"Тут систему надо менять, причем всю, и начинать капремонт не снизу, а сверху"

Масштабные перестановки во власти плюс реорганизация министерств. Сразу шесть структур частично сменили сферу деятельности. Помимо всего прочего, глава государства объявил о новшестве - более сотни госслужащих отправятся работать в регионы страны. Но с чем связан настолько масштабный процесс реорганизации ведомств? Если правительство не справилось - его надо менять. Если ключевые стратегические задачи решены - для чего тогда реорганизация? По одной из версий - правительство действительно не справилось. Но разогнать кабмин - значит устроить локальный политический кризис со многими неизвестными - например, кто займет вакантное место премьера? Да возможно ли найти более технического, нежели Карим Масимов, руководителя правительства? Поэтому реструктуризация нужна именно для прикрытия: вроде и весеннее обновление, но принципиально ничего не изменилось.

О бессмысленности перемен пишет настроенная оппозиционно ко всему, что происходит в стране "Республика" - по мнению издания, логично только усиление Сауата Мынбаева, который стал министром нефти и газа. Остальные - серая масса, от перестановки которой мало что изменится. "Сегодня высококлассные специалисты менее всего заинтересованы работать на государство. И не только из-за размеров заплаты, но и потому, что их труд никто не оценит, а вот желающих воспользоваться результатами их труда или возложить на них ответственность за неизбежный выход за рамки действующего законодательства или нарушения многочисленной нормативной документации будет множество. У нас сегодня господствует принцип "кто не работает, тот ест". Честно работать просто не выгодно, потому что любой топ-менеджер - это временщик, чья будущая карьера зависит от благосклонности президента или персоны, близкой к нему, и абсолютно не зависит от реальных успехов и заслуг. Поэтому куда более эффективно заскочить, срубить и свалить, нежели стараться честно трудиться на благо Родины. Что мы и наблюдаем. И самое страшное, что правительство можно поменять, количество министерств и министров увеличить или уменьшить, требования к ним повысить, но это все уже ничего не изменит. Тут систему надо менять, причем всю, и начинать капремонт не снизу, а сверху".

Об ослаблении национальной компании "КазМунайГаз" в результате создания министерства нефти и газа пишет сайт радио "Азаттык". По мнению аналитиков издания, новшество позволит избавить КМГ от множества несвойственных ей функций.

"Представительство интересов государства в нефтегазовых проектах через участие в полномочных органах должно перейти к министерству нефти и газа", - сказал президент Нурсултан Назарбаев о предназначении нового ведомства. Национальная нефтегазовая компания должна осуществлять коммерческие функции, для того чтобы стать "корпорацией международного уровня", сказал президент".

О тех же процессах пишет и Инфомационно-аналитический центр при МГУ. "Как видно, все это в своей совокупности и побудило главу государства четко разделить ключевых субъектов нефтегазового сектора на тех, кто должен делать здесь политику и управлять этим сектором, и тех, кто должен осваивать его, то есть делать "черную работу", и приносить бюджету как можно больше денег. В результате КМГ попал в категорию вторых. Причем помимо экономических соображений свою роль в этом сыграл и политический фактор: президент явно решил поставить "стоп-кран" расширению позиций своего среднего зятя в Системе. И очередное попадание председателя совета директоров КМГ в список миллиардеров журнала Forbes вполне могло стать последней каплей терпения его тестя".

Между тем, по версии "Мегаполиса", споры о том - коммерческая компания "КазМунайГаз" или государственная - продолжаются уже давно. И глава государства лишь поставил точку, "сказав, что КМГ - это бизнес-структура: "КазМунайГаз" должен становиться национальным чемпионом, корпорацией международного уровня, чего я ежегодно добиваюсь, добавляя новые активы этой компании". А чтобы не было конфликта интересов, передал функции полномочного органа Министерству нефти и газа. Правда, остался открытым вопрос: сумеет ли новое министерство обеспечить надлежащий уровень переговоров и сохранит ли кадры, которые могли бы разговаривать с транснациональными "монстрами" на равных, учитывая мизерную по сравнению с бизнес-единицами оплату госслужащим? Впрочем, думается, Сауат Мынбаев найдет тут решение, ибо он - голова.

По данным Central Asia Monitor, реструктуризация связана, прежде всего, с новым планом индустриального развития. "Если говорить о недавних громких назначениях, то, по-моему, нужно, прежде всего, иметь в виду, что все это - вопрос больше технический. По большому счету, перераспределение полномочий между министерствами - это не перераспределение ключевых полномочий в государстве. Существуют "смежные" вопросы, которые могут курировать и Минюст, и Минкультуры и так далее. Проблемы экологии или геологии, например, могут присутствовать и в Минэнергетики, и в Минэкологии, и в Мининдустрии. Главный повод для нынешних перестановок очевиден - это принятие нового плана индустриального развития. Именно под него было укреплено Министерство индустрии и новых технологий во главе с Асетом Исекешевым, который одновременно стал вице-премьером. Исекешев к тому же получил новые полномочия по электро- и атомной энергетике за счет Министерства нефти и газа. Многие перестановки намечались уже давно, и, скорее всего, их решили провести сразу - до кучи".

И единственное, чего не слишком понимают аналитики, - это масштабный столичный десант в регионы. Цели, ставятся, естественно благие - однако при этом едва ли ротация такого масштаба способна привести к более эффективной работе региональных властей. В частности, так считает сайт Kazregion.kz, отметивший, что головные боли в ближайшее время руководителям городов и весей обеспечены. "В скором времени также ожидаются перемены среди заместителей акимов областного, районного и городского уровней. Это обстоятельство обусловлено поручением главы государства, данным им еще в ходе январского заседания Бюро Политсовета НДП "Нур Отан", о направлении группы молодых сотрудников центральных органов на уровне вице-министров на работу в области республики".

"Просто так подобные заявления у нас не делаются"

Самый крупный ньюсмейкер последних месяцев - Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии регулярно добавляет масла в огонь внутриказахстанской полемики о ближайших планах Кремля. Примечательно, что отношение к интеграционной структуре неуловимо меняется. Истерика постепенно уступает место прагматике. В этом ракурсе таможенная интеграция выглядит не самым лучшим образом. При этом крайне важно учесть информационное давление западных СМИ.

Издание, близкое к казахстанскому институту стратегических исследований, журнал "Центр Азии" уже давно изучает проблематику, связанную с формированием Союза. Журналисты намекают - интеграционная инициатива в Казахстане переживает не лучшие времена. С учетом того, какая структура делает такой материал, к нему имеет смысл присмотреться. "К концу февраля - началу марта напряженность внутри только что созданного Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана стала очевидной. Слишком много разногласий, которые приходится срочно обсуждать и регулировать на уровне премьеров, вице-премьеров и даже глав государств. Примечательно, что это происходит на фоне сигналов о "выходе из игры" двух новых потенциальных партнеров, которых Москва давно звала в ТС, - Кыргызстана и Украины, с ее недавно избранным "пророссийским" президентом. Еще в феврале в Киеве и Бишкеке заверяли, что хотят войти в наш Союз, но затем посчитали и дали понять, что спешить пока не будут. Одновременно в казахстанском парламенте тоже заговорили о возможных потерях бюджета в сотни миллионов долларов, чего допустить никак нельзя. Просто так подобные заявления у нас не делаются".

При этом информационный бэкграунд материала тоже представляется крайне важным. Западные СМИ пошли в атаку - их материалы призваны усилить традиционную для Казахстана последних лет русофобию. Сайт Inosmikz.com пишет. "Самый большой интерес при складывающейся ситуации для России заключается в не упущении контроля над растущими экспортными потоками нефти из Западного Казахстана. Хотя Москва не перестает заявлять, что ввязалась в войну с Грузией, проявляя заботу о безопасности мирного населения Южной Осетии, практически все наблюдатели на Западе, да и в самой России тоже, указывали и указывают в качестве главной причины тут американо-российскую борьбу за контроль над нефтегазовыми богатствами Каспийского района и Центральной Азии. Прежде всего - Казахстана. В их выступлениях в качестве главной стратегической цели России в ее обозначившемся глобальном противостоянии с Западом подразумевается именно Казахстан. Некоторые - The Scotsman - и говорили, что отныне "Казахстан боится планов России по аннексии части этого богатого нефтью и газом государства". Другие - доктор Б.Шаффер (Haaretz) - обращали внимание на то, что "Россия вторглась не в Казахстан, а в маленькую страну, которая является проходом между Центральной Азией и Западом". Тут как бы само собою подразумевается, что главным объектом для вторжения России являлся Казахстан. Но она, мол, ударила в другом месте.

Одним словом, хотя об этом пока не очень-то принято говорить однозначно и вслух, многим уже понятно, что в открытом глобальном соперничестве с Западом, на которое Россия уже определенно решилась, ей нужно получение контроля над Западным Казахстаном. Нужно для того, чтобы, если даже не выиграть, просто выстоять и удержаться от тотального фиаско, за которым может последовать уже распад самой Российской Федерации. Нужно получение такого контроля не просто над энергоресурсами, но и вообще над всем регионом.

Потому что, если Россия, не устанавливая прямого и непосредственного контроля над Западным Казахстаном, просто добьется препятствования пуску экспортных потоков оттуда через Закавказье, американцы пойдут на альтернативный вариант обхода России. Он давно есть, и из него никакого секрета тоже не делается. Это - связывание Центральной и Южной Азии прямыми транспортными маршрутами через Афганистан".

"Жажда наживы не должна стать толчком к нарушению стабильности нашего многоконфессионального общества"

Исламский банкинг, можно сказать, шагает по Казахстану. Только за минувшую неделю - две крупных международных конференции по халяль-финансированию. Примечательна реакция, с которой шариатское инвестирование встретили в республике. Еще совсем недавно никто не знал точно, чего ждать от исламских денег - теперь их называют лекарством для стран СНГ и альтернативной концепцией инвестирования. Не менее важным представляется еще один факт. Именно на минувшей неделе лицензию на осуществление банковской деятельности получил первый в Казахстане исламский банк. Почти все специалисты отметили невероятную скорость, с которой власти меняли законы под приход халяль-индустрии. В Казахстане - это симптом.

О перспективах отрасли газета "Бизнес и власть" поговорила с директором Российского центра исламской экономики и финансов Линаром Якуповым. По его мнению, у Казахстана есть все перспективы, чтобы стать региональным центром по развитию исламского финансирования. "Единственное отличие казахстанского подхода от российского в том, что у вас инициатива вертикального типа, то есть она идет сверху - от президента и правительства. В России активность проявляет непосредственно бизнес-сообщество. Но именно этот фактор и вызвал рост интереса к исламскому банкингу в нашей стране. Поясню, с чем это связано. Для развития и продвижения продуктов "по шариату" в первую очередь необходимо, чтобы население приняло их. Если появится спрос на исламские продукты, это мотивирует инвестиционные компании, консалтинговые и юридические кооперативы предлагать их населению. Мы в свою очередь работаем над тем, чтобы правильно донести до населения сами понятия, принципы, философию исламской экономики и финансов".

О том, что казахстанские финансисты с большой надеждой смотрят на исламские банки, пишет "Республика". Совсем недавно в рамках диалога с банкирами от шариата властями озвучивались разные цифры капитализации исламских банков в Казахстан. Порой цифра эта доходила до миллиарда долларов. Однако издание предупреждает - исламский банкинг тесно связан с верой - и работать с ним по тем же принципам, что и с западными партнерами, нельзя. "В конце хочется сказать: исламское финансирование и исламский банкинг, в отличие от представлений тех, кто сейчас занимается этой проблемой, не являются просто еще одной в ряду многих возможностью получить "длинные" деньги. Его внедрение несет за собой значительные внешне- и внутриполитические последствия. Готовы ли мы к ним? Раньше говорилось, что политика - слишком сложное дело, чтобы доверять ее политикам. Так и здесь, внедрение этого, безусловно, полезного и имеющего право на существование в Казахстане финансового института должно сопровождаться откровенной и предметной общественной оценкой всех его плюсов и минусов, а также разъяснительной работой среди всех слоев населения.

Если еще проще: жажда наживы и стремление залатать финансовые бреши из любых источников не должны стать толчком к нарушению стабильности нашего многоконфессионального общества. Все решения в данной сфере должны приниматься с открытыми глазами и с осознанием всей ответственности за их последствия".

О создании первого в Казахстане исламского банка пишет "Курсив". "По словам министра финансов РК Болата Жамишева, правительство, Министерство финансов в настоящее время работают над совершенствованием законодательной базы с тем, чтобы создать механизм привлечения исламских денег для финансирования дефицита бюджета. "Соответствующий законопроект разработан, но его обсуждение все еще продолжается, и для этого есть очень серьезные причины", - сказал Жамишев. Он пояснил, что основными участниками сделки по выпуску исламских ценных бумаг будут выступать оригинатор исламской специальной финансовой компании и инвесторы. Из-за законодательных ограничений в Казахстане в круг тех, кто может выступать оригинатором специальной исламской финансовой компании, войдут и государственные учреждения".