В Государственную думу России внесен правительственный законопроект, уточняющий понятие "соотечественники за рубежом" и исключающий возможность автоматически причислять к соотечественникам всех лиц, проживающих в государствах, входивших в состав бывшего СССР. Как сообщил глава МИД Сергей Лавров, суть нововведений "состоит в том, чтобы, не отказываясь от оказания в случае необходимости гуманитарной помощи, нацелиться на укрепление взаимодействия России с русскоязычным миром, консолидировать российские общины, а также содействовать сохранению российского этнокультурного пространства с использованием не только возможностей федерального центра, но и субъектов Федерации, а также неправительственных объединений". Теперь к соотечественникам будут относиться граждане РФ, постоянно проживающие за рубежом, а также лица, проживающие за пределами РФ, "сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией, относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории страны". За основу признания соотечественниками лиц, не состоящих в гражданстве РФ, предлагается положить "принцип самоидентификации, подкрепленный соответствующей общественной или профессиональной деятельностью (??? - ИА REGNUM Новости)".Об этом сообщили "Вести".

Как неоднократно сообщало ИА REGNUM Новости ранее, согласно действующему до сих пор законодательству России, "российскими соотечественниками" считаются все без исключения уроженцы Российской империи, Российской республики (1917 года) и СССР и их прямые потомки. Эта норма уточняется указом президента России о Государственной программе переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, который вводит в качестве дополнительного фактора личное самоопределение соотечественника как человека, связанного с русским языком, культурой или историей России и её народов.

Как также не раз писало ИА REGNUM Новости, практика и заявления представителей МИД России последних лет неизменно противоречили действующему законодательству, видя в качестве "соотечественников", прежде всего, российских граждан за рубежом и узкий круг активистов русскоязычных общественных организаций - так называемых "профессиональных русских". Этот курс МИД России на деле "освобождал" ведомство от необходимости защиты полноты гуманитарных и политических прав русскоязычных общин за рубежом и особенно в ближнем зарубежье, сведя деятельность МИД России к бесконфликтным протокольным бюрократическим мероприятиям, вокруг которых формируется узкая среда рептильных и малочисленных организаций "соотечественников", соревнующихся не в защите интересов людей, а в интригах вокруг посольств и государственных фондов, распределяющих средства почти исключительно на этнографические проекты, исключающие даже социологические исследования знания русского языка, основных проблем и приоритетов русских общин, их общественного самочувствия, этнодемографической динамики и т.п. Вместо этого проводятся всё более формальные "Всемирные конгрессы", сводящиеся к затратным и малосодержательным акциям с неопределённым кругом участников.

Более всего обращает на себя внимание вносимое требование "подкрепить принцип самоидентификации соответствующей общественной или профессиональной деятельностью": это подобно тому, как истцу, ищущему защиты своих прав в суде, прежде подачи иска требовалось бы доказать своё "человеческое происхождение". Последовательная реализация этого нового требования МИД России, например, в применении к Крыму будет значить, что только те его жители будут признаваться "соотечественниками" и защищаться Россией, кто не просто говорит на русском языке и считает себя россиянином, несмотря на украинское гражданство, но и, как минимум, занимается в хоровом кружке при российском консульстве.

Вызывает особые вопросы и положение проекта о "народах, исторически проживающих на территории" России. Поскольку официального списка таких народов не существует в природе, равно как не существует и официального толкования, каким сроком измеряется "историческое проживание" в России (например, в случае с евреями - достаточно ли "200 лет вместе" или необходимо "1000 лет вместе"?), то создаётся бюрократическая возможность отказа в признании соотечественниками, например, представителям этносов, получившим собственную государственность в результате распада СССР, хотя и имеющих многочисленные диаспоры на территории современной России.