Известный эстонский правозащитник, бывший руководитель проекта "Русский омбудсмен" Сергей Середенко высказал в интервью ИА REGNUM Новости недоумение в связи с приглашением президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса на празднование Дня Победы в Москву. Середенко не понимает, какую страну в контексте Дня Победы будет представлять Ильвес.

"Я не понимаю, какое отношение к Победе имеет Эстония в ее нынешнем, уникальном формате государственности. По современным эстонским представлениям, оформленным на законодательном уровне, нынешняя Эстония - это та же Эстония, которая существовала до 1940 года. Которая была сначала "оккупирована" СССР, потом нацистской Германией, а потом снова СССР. Это та страна, которая в 1939 году заключила с СССР Договор о взаимопомощи, всячески саботировала его, а потом, в 1944 году, воевала без объявления войны с СССР "за независимость" на стороне Германии. Правительство "воевавшей" с СССР Эстонии сбежало, не удосужившись капитулировать - так, чтобы потомкам было понятно, что воевали именно с Эстонией... Так вот: какое отношение эта страна имеет к Победе?", - сказал Середенко.

Будучи специалистом по конституционному праву, Середенко уверен, что нынешняя Эстония, согласно ее собственной позиции, не имеет никакого отношения к Эстонской ССР, которая в составе СССР одержала победу над фашизмом. "Эстонцы законодательно изменили День освобождения Таллина 22 сентября 1944 года на День сопротивления, кровавым образом перенесли Бронзового солдата, отменили День Победы и пр. В связи с этим возникает вопрос: а чей праздник - День Победы? Получается, что только России, которая в этот день "собирает друзей" и "налаживает отношения". Я - против "налаживания отношений" на таком фоне", - заявил правозащитник.

"Я уже не говорю о той "мишуре", на которую так реагируют наши антифашисты - слеты эсэсовцев, календари с нацистскими плакатами и пр. Но на месте наших эстонских антифашистов я бы чувствовал себя обманутым", - сказал Середенко. - Эта Эстония с фашизмом точно не боролась. И уж подавно - не борется". В Эстонии еще "свежи раны" от недавнего "нападения" России на Эстонию - а именно Россия, по эстонской версии, "напала" на Эстонию в апреле 2007 года. "Эстонцы проговариваются на каждом шагу, но это их ничуть не смущает. Недавно, например, я обнаружил на сайте министерства обороны Эстонии фразу о том, что в 2007 Россия предприняла против Эстонии "ассиметричные атаки". Я не специалист по военному делу, но, по-моему, атака по определению не может быть "ассиметричной"", - считает Середенко.

По его мнению, нельзя забывать и об активнейшей роли Эстонии в грузино-осетинской мировой информационной войне. "Столько вранья, сколько нам выплеснули на уши в дни конфликта эстонцы, мне не приходилось слышать за всю жизнь - а вранья в Эстонии я слышал предостаточно. Начиная с "русских казаков", которые, как водится, грабят-убивают, и заканчивая концлагерями, в которых грузин расстреливают сотнями, "только потому, что они - грузины". Последняя "мысль" вообще звучала в стенах парламента - Эстония ведь единственная из стран ЕС, парламент которой собрался на экстренное заседание и принял политическое заявление "О российской военной агрессии против Грузии". Сразу по следам конфликта я предложил криминализовать информационные войны, и даже был готов собрать весь опубликованный в Эстонии "материал" по этому поводу, но эта идея поддержки не нашла", - посетовал Середенко.

"Я, безусловно, не уполномочен выступать от имени Русского мира, но в данном случае не считаю, что приглашение президента Эстонии на День Победы - исключительно дело России. И могу представить, что очень многие со мной не согласятся, представив дело как альтернативу худого мира... с чем? Но Россия на государственном уровне до сих пор не определилась с отношением к нынешнему формату эстонской государственности - вот корень проблемы. Да, "налаживать отношения" можно и должно, но - с кем? Когда будет ясность в этом вопросе, тогда и будет понятным, какие именно отношения выстраивать", - заключил правозащитник.