За последнюю неделю Новочебоксарск дважды фигурировал на страницах федеральных СМИ. Сначала проинформировали об очередной порции уголовных статей, которыми прокуратура периодически пополняет дело против бывшего мэра города Валерия Андреева. Затем ежемесячный деловой журнал "Коммерсант. Секрет фирмы" сообщил, что Новочебоксарск входит в пятерку самых бедных городов России по бюджетным доходам на душу населения. Во втором по величине городе Чувашии они составляют около 8,5 тыс. рублей на одного жителя, тогда как средний показатель по стране равен 20,3 тыс. рублей, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости.

Ситуация в городе-спутнике столицы Чувашии уже давно далека от благополучной. А ведь еще каких-то три года назад Новочебоксарск производил впечатление успешно развивающегося муниципалитета. К примеру, в 2007 году рост объёмов вводимого жилья в городе составил 35%, на 36% увеличился розничный товарооборот. Кстати, тот год стал последним под руководством Валерия Андреева, и с тех пор эти показатели только уменьшались.

Катастрофическая ситуация обнажилась в нынешнем феврале, когда президент Чувашии Николай Федоров вынес "полное служебное несоответствие" главе города и главе администрации Новочебоксарска за провал в сфере жилищного строительства по итогам 2009 года: во втором по численности населения городе республики введено около 28% от плана. Он потребовал провести собрание жителей города и "выкинуть вон всю эту администрацию". Однако жителей города собирать не стали, ограничившись новыми кадровыми решениями "сверху": главе администрации Вениамину Артемьеву дали в помощь двух молодых депутатов из Чебоксар.

Напомним, своим существованием в роли главы администрации Новочебоксарска, так называемого сити-менеджера по конкурсу, Вениамин Артемьев обязан референдуму по объединению города с чувашской столицей, которое не состоялось. Новочебоксарцы были против, и вину за провал возложили на тогдашнего мэра Валерия Андреева. (Отметим, что на тот момент Артемьев был первым заместителем всенародно избранного городского главы). По официальной версии, Андреев подал в отставку по собственному желанию, однако многочисленные факты свидетельствовали о непосредственном участии в этом деле администрации президента Федорова, а точнее, её тогдашнего руководителя Анатолия Шарапова.

Впоследствии против экс-мэра Андреева было возбуждено уголовное дело. По сей день оно продолжает пополняться новыми обвинительными статьями, коих за три года, к марту 2010 года, набралось уже семь. И, возможно, это ещё не предел. Среди обвинений - незаконная ("в нарушение требований жилищного законодательства, без проведения оценки рыночной стоимости, без соблюдения требований очередности, а также о первоочередном и внеочередном предоставлении жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий") реализация гражданам 170 жилых помещений, в результате чего бюджету города причинён ущерб на сумму свыше 35 млн рублей.

Понятие "ущерб" - скорее, коммерческое, ущерб - это утраченная выгода. На какую выгоду может рассчитывать городской бюджет, решая социальные вопросы граждан? Или социалка - не функция муниципалитета? Или санитаркам, дворникам, медсёстрам, тренерам, участковым милиционерам, которые стояли в очереди нуждающихся и получили-таки социальное жильё, должны были быть предложены коммерческие условия? Или возможно было пройти процедуру получения квартир без надзорных структур? Привлекает внимание и цифра: 170 жилых помещений - не два, пять или десять. 170 нуждающихся семей получили квартиры.

Необходимо отметить, что сценарий избавления от неугодных руководителей муниципалитетов уже давно прижился в Чувашии. В одних случаях всенародно избранного главу муниципалитета, который по какой-то причине проштрафился, вынуждают уйти в отставку добровольно. К примеру, Николая Евдокимова - в Цивильском районе, Владислава Садыргу - в Шумерле, Анатолия Платонова - в Аликовском районе. В других - заводят на него уголовное дело, которые уходят по суду: так было с Юрием Скрипилиным в Порецком районе или с Алексеем Шумовым - в Мариинско-Посадском. С Валерием Андреевым поступили несколько иначе - в отставку он ушёл, и дело против него возбудили.

Как бы то ни было, во всех муниципалитетах вместо избранного жителями и уволенного чиновниками главы, депутаты нанимали рекомендованных Чебоксарами управленцев. И практически везде эти управленцы-сити-менеджеры оказывались слабее своих предшественников. Мариинско-Посадский район не ожил, Шумерля погрязла, по словам главы Чувашии, в "тотальном воровстве", проблемными считаются Цивильск и Порецкое. Как изменится муниципальная картина после нынешних выборов, когда мэры не будут избираться прямым всеобщим голосованием и муниципальная власть будет двуглавой уже по всей республике (глава избирается из состава депутатов, сити-менеджер назначается по конкурсу), покажет октябрь. При этом очевидно, что вряд ли удержится в кресле новочебоксарский сити-менеджер Вениамин Артьемьев, в период которого второй по величине и значимости город будоражило и потряхивало, и протестные настроения горожан только росли.