Раймонд Паулс решил оставить конкурс "Новая волна". Такое решение, как отметил Паулс, он принял из-за неоднозначной оценки обществом этого конкурса молодых талантов. "В этом году я отойду в сторону, потому что больше не хочу заниматься этими делами. Со стороны зрителей конкурс оценивается по-разному", сказал композитор, добавив, что намерен заняться теми вещами, которые интересует его больше.

По информации ИА REGNUM Новости, Паулс пошел на это решение под давлением латышских националистов. Еще в январе этого года Паулс в интервью Neatkariga Rita avize жаловался: "Меня заставляют чувствовать так, словно я родину продал. В прошлом году один юрмальский полицейский после концерта "Новой волны" два часа на меня писал протокол, что у меня не горит фара. Пока он сочинял протокол, вокруг собралась толпа людей, русские начали кричать на полицейского, чтобы он оставил Паулса в покое. Русские, а не латыши".

Идейным вдохновителем компании против Паулса и "Новой волны" является "серый кардинал" латвийских националистов влиятельный адвокат Андрис Грутупс. В интервью Latvijas avize он заявил: "Если иностранец приедет в Юрмалу во время двух конкурсных недель, у него сложится совершенно превратное представление о городе. Ему покажется, что здесь находится особая русская секта. Все говорят по-русски, но в рекламе магазинов, названиях улиц используется латинский алфавит. О какой популяризации Латвии может идти речь, если все происходит на русском, исполняются русские песни?

Меня возмутила благодарственная речь индонезийца, получившего на "Волне" 1-е место. Может я и ошибаюсь, но мне послышалось, что он выражал благодарность русскому народу Латвии. Такое впечатление у парня могло появиться после двух недель нахождения в вышеупомянутой обстановке - среди русского языка, но без кириллических букв. Наблюдая за конкурсом на протяжении годов, я почувствовал следующую тенденцию: вначале все говорили о привлечении латышской аудитории, чтобы было больше латышской публики, таким образом якобы стимулируя русско-латышское сближение, но сейчас обо всем этом забыто. Все "обрусело", и сидящие в зале, и выступающие на сцене временами теряют чувство времени и места. Им кажется, что они находятся на территории России, как минимум в этаком экстерриториальном российском округе. В этом году в Юрмалу приехал шеф Контрольной палаты России Степашин, произносились речи, вручались ордена. Вроде как за искусство, музыку, но фактически с большим российским империалистическим опытом расставлялись идеологические акценты и произносились скрытые призывы.

На мой взгляд, цель этого мероприятия - обработать местную русскую публику, поддерживать в них русский дух. Если кто-то в наших кругах говорит об интеграции, то в Юрмале происходит абсолютно противоположное этим целям. Во-вторых, "Новая волна" потихоньку приучает латышей к русскому языку, к его доминанте. Ведь сила музыки и песен очень велика. Нередко музыка, которая звучит у человека в голове, определяет его чувства и мысли. Далее, мне не кажется что так называемый "конкурс" на самом деле таковым является. Кто эти люди, что сюда приезжают - их всех выбирает Москва и все они представляют не страны, а только самих себя как исполнителей. На горсточку из 15-16 конкурсантов приезжает в четыре раза больше деятелей российской эстрады. Их концерты более длинные и обширные, нежели выступления конкурсантов. Российские "звезды" поют каждый день, и под прикрытием этих концертов идет очень точная идеологическая работа. Вот главная цель "конкурса". Если в какую-то страну нельзя въехать на танке, как в Грузию, так значит там всегда можно попробовать другие пути влияния. Я это называю "декадой российской культуры в Латвии".

В советские времена братские республики ездили в Москву кланяться, петь и танцевать и это называлось "культурными декадами". А сейчас в Латвийской республике больше недели длятся дни русской культуры, о целях которых я уже говорил. Один из примеров. Юрий Антонов очень хороший композитор, певец, но в его выступлении последняя песня прозвучала знаково: "как приятно возвращаться под крышу дома своего". Понятно, что исполни свою песню Антонов в России, все было бы нормально - кто же не хочет вернуться домой. Однако в Латвии такая песня, завершающая концерт, приобретает совершенно иной подтекст. Не думаю, что Антонов сам решил исполнить эту композицию последней, у него были "режиссеры" и люди, ответственные за содержание концерта. Мне кажется, что есть небольшая группа людей как отсюда, так и из Москвы, которая "работает" и организует мероприятия, не упуская никаких мелочей".