29 марта Элистинский городской суд подвел итог более чем двухлетнему пртивостоянию главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова и мэра Элисты Радия Бурулова. Судья Виктор Брацило признал Бурулова виновным в незаконном предпринимательстве и злоупотреблении должностными полномочиями, назначив наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года условно с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также должности, связанные с осуществлением функций представителя власти сроком на 3 года при испытательном сроке 3 года. В этот же день депутаты Элистинского городского Собрания четвертого созыва по инициативе фракции "Единой России" выбрали председателя горсобрания Вячеслава Намруева мэром - главой города Элисты.

Уже сегодня состоялась церемония инаугурации, которую команда Бурулова дружно проигнорировала, а завтра, 31 марта, Верховный суд рассмотрит кассационную жалобу по делу о назначении даты всенародных выборов мэра Элисты.

Если Верховный суд России оставит в силе решение Верховного суда Калмыкии, срок полномочий Намруева будет недолгим. Но, как наглядно показали ноябрьские выборы депутатов горсобрания, Кирсан Илюмжинов в достаточной степени контролирует политическую ситуацию в республике, чтобы провести на этот пост своего человека. Причем, скорее всего, мэр все-таки будет избран из числа депутатов горосбрания, но уже нового, пятого созыва. Поскольку оставление в силе решения Верховного суда Калмыкии автоматически повлечет за собой признание незаконным решения горсобрания о выборах Намруева мэром и, как следствие, роспуск Элистинского городского Собрания, как это предусмотрено в таких случаях законом об основах местного самоуправления.

В случае же отмены Верховным судом РФ решения калмыцкого суда, столицу республики ожидают несколько месяцев неразберихи и двоевластия. А к исходу этого периода, возможно, приговор Бурулову уже вступит в законную силу, лишив бывшего мэра надежды в ближайшие три года баллотироваться на пост градоначальника. В Калмыкии редкий оптимист надеется на то, что кассационная жалоба Бурулова в Верховный суд республики будет удовлетворена, несмотря на непростые отношения Кирсана Илюмжинова и председателя Верховного суда Евгения Дакинова.

Таким образом, к моменту окончания своих полномочий в октябре 2010 года Кирсан Илюмжинов получит полный контроль над калмыцкой столицей, в которой сконцентрированы финансовые потоки и административные рычаги. Что может, в свою очередь, либо упростить жизнь преемнику Илюмжинова, либо серьезно осложнить ее ставленнику федерального центра.

Что характерно, само наличие политической борьбы категорически отрицается обеими ее сторонами.

Напомним, 9 января 2008 года Радий Бурулов заявил депутатам Элистинского городского Собрания третьего созыва о том, что 31 декабря 2007 года в приватной беседе Кирсан Илюмжинов предложил ему добровольно уйти в отставку, объяснив это необходимостью омоложения руководящих кадров. Мэр ответил на это предложение отказом и в свою очередь предложил главе Калмыкии оставить свой пост ввиду несостоятельности экономической политики.

В калмыцком Белом доме факт предъявления ультиматума не подтвердили до сих пор. Однако именно с января 2008 года республиканские СМИ начали высказывать резкую критику в адрес градоначальника.

На тот момент авторитет Бурулова в республике был расшатан слухами, сопровождавшими расследование несостоявшегося покушения на мэра. Как сообщало ИА REGNUM Новости, в январе 2007 года было предотвращено покушение на Бурулова, киллер, рецидивист со стажем Олег Оконов, который работал в составе строительной бригады в доме мэра, выдал сотрудникам ФСБ организатора преступления - оперуполномоченного угрозыска Сергея Выскуба. Коллегией присяжных Выскуб был признан виновным и приговорен к лишению свободы, однако Бурулову так и не удалось до конца опровергнуть его заявления о том, что градоначальник сам Выскуба нанял для инсценировки покушения с целью политической рекламы.

После предания огласке информации о готовившемся покушении Бурулов на год практически выпал из политической жизни республики, занимаясь пошатнувшимся здоровьем и судебным процессом над Выскубом. Кроме того, ко времени начала конфликта Бурулова и Илюмжинова были досрочно прекращены полномочия Народного Хурала (парламента) Калмыкии, председателем которого был близкий Бурулову Игорь Кичиков.

В марте 2008 года в отношении Бурулова, ряда его сторонников и членов их семей были возбуждены уголовные дела, в апреле мэр и его сторонники выведены из состава политсовета "Единой России", а впоследствии исключены из партии. Единственная в республике типография отказалась печатать две городские газеты, и они, как и другие оппозиционные издания, вынуждены были обращаться за полиграфическими услугами за пределы региона. Кроме того, журналисты "Степной мозаики" и "Элистинской панорамы" стали персонами non grata на республиканских мероприятиях.

Заявления о политической подоплеке происходящего пресс-секретарь Илюмжинова Буянча Галзанов назвал "попытками политизировать банальную уголовщину". Весной Элистинский городской суд по ходатайству следствия временно отстранил Бурулова от исполнения обязанностей, а летом мэр был заключен под стражу и провел в СИЗО в общей сложности семь месяцев.

Самой массовой акцией протеста за все время противостояния главы республики и мэра столицы стал митинг 12 апреля 2008 года, приуроченный к 15-летию со дня прихода к власти Кирсана Илюмжинова. В нем приняли участие муниципальные служащие, коммунисты, представители партии "зеленых", отдельные "единороссы", сторонники движения "Родной край", а также депутаты Государственной думы РФ от Волгоградской и Астраханской областей. Требования отставки Илюмжинова объединили порядка 700 человек. Митинг прошел спокойно, несмотря на предположения о возможном повторении событий сентября 2004 года, когда к митингующим, выступавшим против Кирсана Илюмжинова, была применена сила, что привело к десяткам травм и человеческим жертвам.

Стоит отметить, что действия Радия Бурулова и его сторонников по привлечению общественного внимания были направлены, прежде всего, за пределы региона и адресовались федеральному центру, тогда как Илюмжинов, судя по всему, был, прежде всего, заинтересован в создании негативного образа элистинского градоначальника у населения Калмыкии. Эта тактика позволила Илюмжинову осенью 2009 года получить контроль над Элистинским городским Собранием четвертого созыва.

Депутаты третьего созыва сложили свои полномочия досрочно, в знак протеста против принятия Народным Хуралом (парламентом) Калмыкии изменений в избирательное законодательство, означавших окончательный переход к выборам по партийным спискам. Поскольку самороспуск горсобрания был произведен до вступления в силу нормативных актов регионального парламента, выборы депутатов горсобрания прошли по мажоритарной системе. Большинство (17 из 25 мандатов) нынешних депутатов являются членами и сторонниками партии "Единая Россия". Бурулов при этом может рассчитывать лишь на 7 голосов.

Уголовное дело Бурулова находилось на рассмотрении Элистинского городского суда с сентября 2009 года. Ранее судья Брацило возвращал его в прокуратуру в связи с рядом серьезных нарушений.

Защита Бурулова неоднократно заявляла о том, что обвинения в адрес градоначальника надуманы, а доказательная база сфальсифицирована. Вчера, 29 марта, адвокат Алексей Прохоров, комментируя вынесение приговора, заявил: "Господа, Бурулов преступно подписал законные протоколы конкурсной комиссии, он преступно заключил законные контракты. Именно этот вывод вытекает из обвинительного приговора". По словам адвоката, приговор обязательно будет обжалован, однако защите до сих пор не был представлен протокол судебного заседания, который является одним из доказательств.

Как заявил Прохоров, суд не установил количество и стоимость нефтепродуктов, поставленных по муниципальным контрактам, не выяснил сумму средств, перечисленных в счет оплаты поставок, что делает невозможным заключение о причинении какого-либо ущерба, не указал, в чем заключалась корыстная заинтересованность, не установлено, в качестве какого органа Бурулов принимал участие в управлении ООО "Баррель". Как выразился адвокат, "судья фактически приравнял Радия Николаевича к Богу, обвиняя его в заключении контрактов по заведомо завышенной цене, тогда как судья сам признал, что в декабре одного года только Господь Бог мог знать, какая сложится средняя цена по итогам следующего года".

Сам Бурулов на пресс-конференции заявил: "Этот приговор носит заказной характер. Я всегда верил в торжество правосудия и рад тому, что правосудие не заканчивается на Элистинском городском суде".

Отвечая на вопрос о планах дальнейшей политической борьбы Радий Бурулов высказался следующим образом: "Я не веду борьбу с Илюмжиновым. И стараюсь соблюдать закон. Если меня обвиняют в чем-то, я законными способами стараюсь себя защитить. Себя, свою семью, родных, близких, своих друзей, коллег, с которыми я работаю не один год. Борьба с Илюмжиновым для меня не существует. Не важна борьба с Илюмжиновым. У Илюмжинова срок (полномочий, - прим. ИА REGNUM Новости) заканчивается в октябре 2010 года, зачем мне с ним воевать? С ним разберется президент Медведев".