В Государственную думу России внесен правительственный законопроект, предполагающий существенные изменения в федеральном законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"("Закон о соотечественниках").

Суть предлагаемых законопроектом изменений сводится к значительному сужению круга лиц, которые признаются в настоящий момент на государственном уровне российскими соотечественниками. Если ранее, помимо живущих за рубежом российских граждан, это были все выходцы из Российской Империи, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, а также их прямые потомки, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств, то теперь предполагается, что это будут только "лица... относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации". То есть, российскими соотечественниками больше не будут считаться не только потомки лиц титульных наций иностранных государств, но и сами представители титульных наций в свое время проживавшие в СССР. Не будут более считаться соотечественниками и представители тех наций, которые живут за пределами своих национальных государств, несмотря на то, что они были выходцами из СССР и всех исторических форм существования государства Российского, а также их потомки. Рассмотрим размерность контингента исключаемого по правительственному законопроекту из круга соотечественников, а также оценим степень его ориентированности на Россию на примере такой страны, как Латвии.

По материалам последней переписи населения Латвии в стране в 2000 г. проживало 2.377 тыс человек. Латышей, то есть представителей титульной нации, в стране насчитывалось 1.370 тыс. человек, из которых в Советском Союзе жили, а потому входили в круг соотечественников, по нашим подсчетам, 1.020 тыс. человек. По оценке автора, среди них реально настроенных негативно по отношению к России было не более 20 тысяч, то есть один - два процента от общей численности населения. Главным образом, это те, кто был репрессирован советской властью за принадлежность к правящему классу довоенной Латвийской Республики, либо сотрудничал с немцами в годы войны и был осужден за это в послевоенное время, или бежал по этой же причине в эмиграцию. Русских и татар, которые по новому законопроекту смогут претендавать на звание российского соотечественника было тогда 707,0 тыс. человек.

Оставшиеся 300,0 тыс. человек записали себя во время переписи украинцами, белорусами, поляками, литовцами, представителями других нетитульных национальностей. Все эти люди также подлежали бы исключению из состава соотечественников по новому законопроекту, хотя в основной своей массе, были сориентированы на Россию, как на наследницу СССР и всех предыдущих форм исторического государства Российского. Об этом достаточно точно можно судить по тому, что они практически не брали гражданства своих титульных стран и продолжали считать своим родным языком русский. Последних в Латвии было 181,0 тыс человек. Еще 25 тыс. человек родным языком считали украинский и белорусский, но свободно владели русским. Только 40 тыс. человек из числа контингента не титульного населения считали своим родным языком латышский и, с известной долей условности, можно говорить о том, что они ориентировалась на Латвию, как на свое национальное государство. Утверждать, что они относились к России негативно, а потому должны подлежать исключению из числа соотечественников, у нас нет никаких оснований.

Итого, по правительственному законопроекту, из числа соотечественников подлежали бы исключению 1.300 тыс. человек, или в два раза больше, чем оставалось в составе соотечественников.

За прошедшие после последней переписи населения Латвии 10 лет количество соотечествеников естественным образом сократилось, но размерность рассматриваемого явления и ценностная ориентация людей остались теми же. Можно даже с уверенностью говорить о существенном росте самосознания и расширении за счет этого контингента русского населения республики.

Правительственный законопроект предлагает введение новых критериев отбора соотечествеников из уже суженного самим определением понятия "соотечественник" контингента. Теперь, помимо "акта самоидентификации", необходимо будет подкрепление его "общественной или профессиональной деятельностю по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации и развитию культуры России, по укреплению дружественных отношений страны проживания соотечественника с Российской Федерацией, по поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников". Для фиксации упомянутой выше деятельности соотечественнику впредь предстоит "регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в этих объединениях соотечественников".

Порядок формирования общественных объединений соотечественников, а также механизм их взаимодействия с органами власти и управления Российской Федерации законопроектом не прописывается. Это означает, что предполагается сохранение существующего порядка, по которому посольствами РФ произвольно устанавливается круг лиц и организаций, которые признаются легитимным представителями соотечественников. Сохранится также и нынешний, малоэффективный, порядок обжалования принятых посольствами спорных решений - направление жалоб соотечественниками в Администрацию Президента РФ. Очевидно, что заниматься этими жалобами должны судебные органы, а не представители высшей власти страны, но эта проблема также не нашла отражение в законопроекте.

Результатом введения нового организационного механизма отбора станет дальнейшее существенное сокращение числа признаваемых российским государством соотечественников. Пределом сокращения видится достижение уровня реального управления из одного (посольского) центра - 5-7 организаций, которые насчитывают в своем составе всего пару сотен человек. Приблизительно такое число соотечественников сейчас реально сотрудничает с российскими посольствами в каждой из зарубежных стран.

Отдельно следует отметить, что предоставление избранным посольствами общественным организациям права выдачи удостоверений (свидетельств) соотечественника, которые дают возможность доступа к материальным благам в России, неизбежно вызовет коррупцию и раскол в среде соотечественников, ослабление их влияния в стране пребывания.

Исходя из вышеизложенного, можно полагать, что реализация на практике внесенного правительством законопроекта приведет к значительному ослаблению связей России со своими соотечественниками, к потере возможностей социального влияния на постсоветские страны, включая те с которыми строится союзное государство и общее экономическое пространство.

Рассматривая правительственный законопроект поправок к "Закону о соотечественниках", необходимо отметить общие теоретические установки, которые были положены в его основу.

С теоретической точки зрения рассматриваемый законопроект призван оказать регулирующее воздействие на отношения между сосредоточенным в России ядром русской нации и русским рассеянием, которые вместе образуют Русскую цивилизацию. (При этом в рассматриваемом контексте под русскими понимаются все те, кто разделяет русские духовные ценности, а не те, кто имеет русские этнические корни). Автор же законопроекта открыто не формулирует, но на деле исходит из установки на строительство не русской, но российской нации. Последняя, в соответствии с широко распространенной в настоящее время точкой зрения, понимается им как совокупность лиц проживавших 12 июня 1990 г. на территории РСФСР, либо ранее рожденных на этой территории, и принявших на этой формальной основе российское гражданство. Все социальные связи этого круга лиц с людьми проживавшими на рассматриваемый момент в других союзных республиках СССР представляются, как не существенные. Во внимание не принимаются общие духовные ценности и совместная социальная деятельность на протяжении тысячи лет великоросов с белорусами и малороссами, на протяжении трехсот лет с латышами и эстонцами, двухсот лет - с грузинами и армянами, не говоря уже о "русских" немцах и евреях.

Установка инициатора законопроекта на строительство российской нации является неявной попыткой перенесения в современность, достаточно эффективного на известном этапе общественного развития нашей страны, опыта строительства советской нации, которую обычно именуют советским народом. Однако при этом не принимается во внимание, что советский народ имел мощную идейную компоненту, которая целенаправленно формировалась с помощью соответствующих институтов и механизмов, что он был ядром обширной Советской цивилизации, опирался на дружеские народы социалистических стран. Не принимается также во внимание тот факт, что советский народ трагически распался на отдельные этнические составляющие из-за прекращения целенаправленного формирования его ценностного ядра.

В результате данной, ошибочной на наш взгляд, теоретической установки российской нации на практике уготавливается то же будущее, что и советскому народу - раскол по этническим швам и поглощение образовавшихся малых этнических образований конкурирующими цивилизациями.

Помимо всего прочего, у российской нации в ее нынешнем виде нет возможности сформировать вокруг себя сколь-либо значимой цивилизационной общность. Нет из-за отсутствия привлекательного для соседних народов набора духовных ценностей, неумения взаимодействовать в социальной сфере как с этими народами, так и со своим собственным рассеянием.

Между тем, именно цивилизации являются в настоящее время основными субъектами мирового развития, а конкуренция между ними -главным противоречием современности. Совершаемые, к примеру, в России на протяжении последних двух десятилетий террористические акты есть лишь одна из форм проявлений этой жестокой конкурентной борьбы. Так же, как проявлением этой борьбы являются попытки развязать гражданскую войну на Северном Кавказе, посеять рознь между православными и мусульманами, организовать столкновения коренного и приезжего населения в различных регионах России.

Для того, чтобы выдержать давление конкурирующих цивилизаций проживающей в России социальной общности необходимо активизировать усилия по строительству единой нации и воссозданию единой цивилизации. Эти усилия должны быть направлены на решение следующих основных задач.

1. Формулирование привлекательных духовных ценностей, которые способны укрепить социальное единство проживающих в России и за ее пределами народов.

2. Создание и приведение в действие социальных институтов, которые способны донести эти ценности до широких масс населения России.

3. Создание и приведение в действие социальных институтов, которые способны донести общие духовные ценности до окружающих Россию народов. На деле это будет осуществление строительства духовных основ Русской цивилизации.

4. Построение организационных механизмов способных обеспечить взаимодействие ядра русской нации с ее рассеянием, с близкими русским по духу народами. Это уже будет собственно строительство Русской цивилизации.

5. Осуществление мер по противодействию конкурирующим нациям и цивилизациями.

Данные, достаточно абстрактно сформулированные задачи можно легко наполнить конкретным содержанием. Это позволяют сделать серьезные теретические наработки сделанные российскими и зарубежными, прежде всего англосаксонскими, исследователями. Существуют хорошо разработанные концепции строительства наций и цивилизаций, содержательные этнические и расовые учения, практически применимые теории управления национальными и цивилизационными конфликтами, учения о методах воздействия на конкурентов средствами "мягкой силы" и с помощью инструментария ведения информационных войн. Главное же, что все они успешно применяются американцами и англичанами для реализации своих внутри- и внешнеполитических целей.

Учитывая положительный англосаксонский опыт, при решении частной задачи выстраивания отношений России с русским рассеянием целесообразно исходить из следующих положений. Предоставление материальных и иных благ российским соотечественникам следует увязывать с установлением для них соответствующих обязанностей. Фиксировать эти взаимосвязи индивида с Россией следует через распространение, юридически хорошо прописанного, института российского гражданства. Попытка юридически прописать статус российского соотечественника есть попытка введения суррогата российского гражданства, которое надо, вместо этого, укреплять и широко распространять среди соотечественников. Целесообразно, например, существенно облегчить условия получения российского гражданства для выходцев из СССР и Российской империи, а также бороться за введения права на двойное гражданство в странах с большим контингентом соотечественников. Материальную поддержку соотечественникам следует оказывать на конкурсной основе, через предоставление целевых грантов. Это позволит направлять усилия соотечественников на решение тех проблем, которые важны для России, усиливать ее влияние в зарубежных странах, исключит иждивенческие настроения в среде соотечественников. Одновременно следует отказаться от выстраивания вертикали управления соотечественниками под российскими посольствами. Реализую в качестве основной функцию выстраивания нормальных межгосударственных отношений, посольства, зачастую, вступают в противоречия с интересами самих соотечественников, которые подвергаются дискриминации в странах их пребывания.

Причисление к кругу соотечественников, несомненно, должно идти на основе акта самоидентификации, а удостоверением этого акта могут быть и самостоятельно выписываемые организациями соотечественников свидетельства.

Александр Владимирович Гапоненко - сопредседатель Объединенного конгресса русских общин Латвии, президент Института европейских исследований, доктор экономических наук.