Интервью ИА REGNUM Новости с независимым политологом, советником по внешнеполитическим вопросам первых трех президентов Азербайджана Вафа Гулузаде.

ИА REGNUM: Господин Гулузаде, считается, что у Баку и Анкары достаточно тесные контакты на уровне глав МИД и выше, позволяющие многие вопросы решать в рабочем порядке. Почему в таком случае главе администрации президента Азербайджана Рамизу Мехтиеву, совершившему вместе с внушительной делегацией визит в Турцию, понадобились переговоры с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом?

Я бы не стал говорить об особо "тесных контактах" высшего руководства Азербайджана и Турции. Но всё же азербайджанская делегация, как вы сами знаете, поехала в Турцию отнюдь не для того, чтобы проводить какие-то особые переговоры с турецким премьером. Эрдоган неоднократно бывал в Баку, озвучивал позицию Анкары и из его заявлений понятно, что, к примеру, по карабахскому вопросу с ним говорить не о чем. Тем не менее, можно предположить, что в Анкаре на этот раз обсуждались другие вопросы, шел обмен иными мессиджами, о которых мы пока не знаем. В конце концов, делегация во главе с Мехтиевым могла осуществлять миссию по демонстрации поддержки премьер-министра Турции перед его переговорами в США. А в какую упаковку "завернута" такая миссия - не самое важное.

ИА REGNUM: По словам завотделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанова, Эрдоган обещал обсудить в Вашингтоне с президентом США Бараком Обамой карабахский конфликт. Надо ли это понимать так, что этот вопрос поднимет сам турецкий премьер?

Не думаю, что Эрдогану нужно было давать такое обещание. И без того ясно, что во время его встречи с Обамой будет обсуждаться вопрос открытия турецко-армянской границы. А премьер-министр Турции будет увязывать эту проблему с освобождением оккупированных Арменией азербайджанских земель. До сих пор позиция Вашингтона заключалась в том, что указанные процессы должны идти по отдельности, то есть сначала нужно открывать границу, а потом обсуждать деоккупацию. Впрочем, подождем - детали могут стать известны уже после вашингтонского визита Эрдогана.

ИА REGNUM: Насколько, по-вашему, Баку готов к выполнению трех условий Анкары, поставленных, если верить турецкой газете Yeni Esir, Эрдоганом в ходе последнего визита главы администрации президента Азербайджана в Анкару: вернуть на место все флаги Турции, спущенные на Аллее шехидов в Баку, признать Курдскую рабочую партию (PKK) террористической организацией и отменить визовый режим с Турцией.

Я могу судить о положении с флагами только по прессе, но если их действительно пока не вернули на прежние места, то это очень плохо. А вот признать PKK террористической организацией Азербайджану следовало давно. Не надо было ждать, чтобы об этом просил Эрдоган. PKK признали таковой Евросоюз и США. И если мы считаем Турцию союзной, дружественной, братской страной, нужно вовремя признавать очевидные вещи.

Что же касается отмены визового режима, то и это нужно было делать давно. Азербайджан должен быть заинтересован в такой отмене куда больше, чем Турция. Ведь после открытия границ к нам хлынет большое количество турецких предпринимателей, различных деятелей, ученых. В свою очередь, немало азербайджанцев двинулось бы в Турцию. Смотрите, сегодня большое количество немцев предпочитает жить во Франции, и наоборот, что делает эти страны близкими, родными. А наличие в Азербайджане десятков тысяч турецких граждан делает страну более защищенной в случае обострения конфликта с Арменией. Не надо забывать, что мы находимся с Арменией в состоянии войны, а линия прекращения огня на самом деле является чуть ли не огнедышащей. Поэтому нужна более тесная интеграция с Турцией.

К примеру, в случае военных действий Армении, Анкара сейчас может сказать нам (хотя какую-то помощь все-таки окажет) - вы суверенное государство, вот и разбирайтесь с агрессором сами. А в случае, если здесь будет представлен большой турецкий человеческий и бизнес ресурс, то правительство этой страны не сможет оставаться в стороне.

Нам нужен союз с Турцией потому, что на нашей шее завязан Москвой карабахский узел. Чтобы его ослабить, Азербайджану можно было бы пойти на конфедерацию с Турцией.

ИА REGNUM: Не кажется ли вам, что такая конфедерация дала бы Армении серьезнейший козырь?

Нет, не кажется. У Еревана нет козырей, они все до единого в Москве и уже использованы. К примеру, один из заместителей главы российского МИДа договорился до того, что карабахские армяне - это-де не сепаратисты, "а нечто другое". И вообще, по его мнению, урегулирование карабахского конфликта очень тяжелый вопрос и вообще, мол, это историческая проблема. То есть мы вновь убеждаемся, что в Кремле и не думают о её урегулировании. На самом деле продолжается старая имперская политика по принципу "разделяй и властвуй". Вы посмотрите, антропологически азербайджанца отличить от армянина невозможно. Эти два народа очень близки друг к другу. У них много одинаковых традиций, обычаев, общая кухня, музыка. Именно политика имперской России сделала их врагами... Более того, армянам, как народу, не нужны территориальные претензии к Турции или кому-то еще, они ведь и саму Армению толком заселить не могут и бегут оттуда, куда глаза глядят. Это нужно имперским кругам России для создания соответствующего плацдарма в регионе.

ИА REGNUM: На днях во время телефонного разговора госсекретарь США Хиллари Клинтон, как пишут американские СМИ, пыталась внушить главе турецкого МИД Ахмету Давутоглу первоочередность для Вашингтона принятия новой турецко-армянской "Дорожной карты". Есть сведения о том, что в столице США готовится встреча Барака Обамы с премьером Турции и президентом Армении. Как, по-вашему, учитывая эту информацию и календарную близость 24 апреля, будут трансформироваться дальше турецко-армянские отношения?

Про увязку открытия турецко-армянской границы с реальными подвижками в деоккупации мы уже говорили. А теперь слово в слово могу вам передать, кто и что скажет на встрече Обама-Эрдоган-Саркисян. Последний скажет: "Господа, я знаю, где я нахожусь, и что не могу здесь быть искренним. Вы прекрасно знаете, что Армения управляется из Москвы. Я был бы готов освободить все оккупированные территории, будь это в моей власти". Тут Барак Обама обратится к Эрдогану со словами: "Я верю тому, что говорит Саркисян. Это действительно так. Поэтому я считаю, что Турция должна открыть границу для скорейшей интеграции Армении в турецко-НАТОвское сообщество". На это турецкий премьер ответит: "Господин президент, если это зависит от России, которая, как и США, является ядерной супердержавой, то не могли бы вы оказать влияние на Москву, чтобы та отпустила Армению, разрешила ей освободить азербайджанские земли?".

Подытоживая, легко предсказать: никакого решения в США принято не будет. Открытие границы с Арменией без нормализации отношений той с Азербайджаном и Турцией вызовет взрыв возмущения в турецком обществе. У Саркисяна свой резон: Армения не управляет своими силовыми структурами, чему было и есть множество доказательств. Чего стоит, к примеру, оккупация города Шуша, когда в Тегеране президент Армении Левон Тер-Петросян подписывал мирный договор с и.о. президента Азербайджана Ягубом Мамедовым? А о чем говорит свидетельство армянских военных, что оккупация Кяльбаджара проводилась в тайне от Тер-Петросяна? Что может быть более абсурдным? Главнокомандующий армии не в курсе действий своих подчиненных!

Что же касается 24 апреля, то, думаю, ожидания армян напрасны. Не произнесет Обама слово "геноцид". Во всяком случае, по-английски. Он скажет, что трагические события вековой давности не должны мешать двум народам наладить нормальные отношения.