Заявление вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко о том, что Минск готов заключить с Москвой новое соглашение по условиям поставок газа только в том случае, если в нём будет прописан принцип равнодоходности цен на газ для обоих государств, выглядит крайне странно. Такое мнение высказал 8 апреля корреспонденту ИА REGNUM Новости президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

"Глупо требовать принципа равнодоходности тогда, когда мы от него ушли. Белоруссия в своё время получала газ по таким ценам, но на сегодняшний день мы не видим никакой политической интеграции. И тогда почему мы должны поставлять газ по российским ценам другому государству, которым всё-таки является Белоруссия? Поэтому я думаю, что на сегодняшний день этот вопрос не актуален. Но в перспективе это будет реализовано", - отметил Симонов.

"Сейчас происходит реформирование российского внутреннего рынка газа по принципу, при котором будет браться цена на европейском рынке за вычетом стоимости транспортировки с учётом 30% экспортной пошлины. Белорусы, кстати, эту пошлину не платят, соответственно, 30% дисконта они имеют сразу. Россия будет жить по вышеозначенному принципу уже очень скоро. И через несколько лет Белоруссия получит эти цены. Мы будем отталкиваться от принципа равнодоходности по отношению к европейскому рынку. Этот принцип будет реализован, здесь волноваться нечего. Но, конечно, речь не идёт о втором квартале 2010 года", - сказал эксперт.

"Вообще, Белоруссия очень зря начала что-то требовать у России. Условия поставок газа для неё достаточно либеральные и мягкие. Вот Украина уже живёт по принципу чёткой привязки ценообразования к европейскому рынку нефтепродуктов. И, как мы знаем, она платит за газ более $300, в то время как Белоруссия - менее $200, и при этом ещё и выражает недовольство. Надо сказать, это типичная позиция белорусского руководства, которое пытается изображать из себя крутых парней. Может, им стоит переговорить по поводу поставок газа с Венесуэлой, если им не нравятся крайне льготные условия, которые сегодня предлагает Белоруссии Россия?", - задался вопросом Симонов.

"Сейчас обсуждается забавный проект: Литва собирается строить газопровод из Польши и получать по нему мифический "сланцевый газ", о котором на этой неделе писал ряд европейских газет. Пусть Белоруссия тоже построит трубу оттуда. Трубу также можно проложить с Марса - чисто теоретически, марсиане тоже могут поставлять Минску газ", - полагает эксперт.

"Позиция в духе "мы подпишем только, если..." является крайне странной. На самом деле, это Россия может рассуждать в таком ключе. Думаю, пользоваться статусом монополиста неправильно, но я не понимаю белорусскую власть, которой просто некуда деваться, и которая при этом ещё и выдвигает какие-то условия. Россия, в свою очередь, идёт на уступки, которые лично у меня вызывают удивление. Я всё время жду, когда будет поднят вопрос: почему газ для Белоруссии такой дешёвый? Минск нам что, политический партнёр? Судя по заявлениям президента этой страны, он не считает себя политическим партнёром России. Я удивляюсь тому, что в первом квартале российский газ для Белоруссии стоил $158. Это странная цена. И тут появляется белорусский чиновник, который требует, чтобы ему обеспечили внутрироссийскую цену. Почему? Мы же не одно государство. Это малопонятная идея", - подвёл итог Константин Симонов.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, 8 апреля вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что Россия инициировала заключение с Белоруссией новой договорённости по газу, но Минск готов рассматривать российское предложение только в том случае, если в нём будет прописан принцип равнодоходности цен на газ для обеих стран. По словам Семашко, Белоруссии нужен не дешёвый российский газ, а цена, максимально приближенная к российской для того, чтобы белорусские предприятия работали в равных условиях с российскими производителями.