Интервью ИА REGNUM Новости с директором Департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии, независимым азербайджанским экспертом Арифом Юнусовым.

ИА REGNUM Новости: Согласно источнику CNN Turk, президент Армении Серж Саргсян и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган могут подписать в Вашингтоне "дорожную карту" ратификации армяно-турецких протоколов, которая будет содержать конкретные сроки ратификации протоколов. Насколько, по-вашему, господин Юнусов, вероятен такой шаг Анкары и Еревана?

Исключать такой вариант, безусловно, не стоит. Ведь этот вопрос интересует и находится в центре внимания не только Турции и Армении, но и многих других стран как региона, так и за его пределами. Встреча будет проходить в США, власти которой как раз-таки очень заинтересованы в результативном исходе этой встречи. И потому в первую очередь именно администрация Белого дома сделает все возможное, чтобы стороны приняли особый документ (его название не столь важно), где будут определены как будущие шаги в улучшении армяно-турецких отношений, так и их сроки. С другой стороны, принятие такого документа позволит властям Турции и Армении решить и свои внутренние проблемы. Ведь, как известно, в последнее время в вопросе улучшения отношения двух этих стран возникли проблемы, даже стали говорить о том, что этот процесс зашел якобы в тупик. Поэтому если и не "дорожную карту", то хоть какой-нибудь документ, приличия ради, для общественности, принять надо. Но в то же время на пути армяно-турецкого сближения есть и много проблем. Не все в турецком и армянском обществе приветствуют такое сближение и власти знают об этом. Не все рады такому сближению и за пределами Армении и Турции. И здесь в особо сложной ситуации оказались власти Турции, у которых из-за этого процесса возникли серьезные проблемы со своим стратегическим союзником Азербайджаном. Поэтому сейчас сложно однозначно заявлять о чем-то. Полагаю, что больше шансов все же в пользу варианта с принятием документа, но с расплывчатыми формулировками и без конкретных сроков. Это позволит сохранить лицо всем участникам процесса и в то же время продолжить осторожное движение вперед.

ИА REGNUM Новости: Некоторые аналитики не исключают, что на вашингтонской встрече Эрдоган-Саргсян будет достигнут определенный прогресс в карабахском урегулировании, в том числе и названы сроки вывода армянских войск с оккупированных территорий. Ваши комментарии...

Еще больше сомнений вызывает вероятность достижения договоренности относительно прогресса в урегулировании карабахского конфликта. Конечно, властям Турции очень хочется достичь этого в ходе вашингтонской встречи. Но ведь армянская сторона как раз против объединения процесса армяно-турецкого сближения с урегулированием карабахского конфликта. И мне не очень верится, что на вашингтонской встрече турецкому премьеру удастся добиться такой договоренности.

ИА REGNUM Новости: В конце прошлой недели замминистра ИД Турции Фирудин Синирлиоглу передал азербайджанскому президенту послание Эрдогана, где указано, что карабахский вопрос будет основным на турецко-армянских переговорах и без его решения границы не откроются. Искренна ли, по-вашему, Анкара или попросту успокаивает Баку?

Полагаю, что скорее имеет место второй вариант. То есть, Анкара старается успокоить Баку. Хотя такая попытка обсудить на вашингтонской встрече карабахский вопрос со стороны Эрдогана будет, конечно, сделана. Он ведь прекрасно понимает, что осложнения с Азербайджаном могут обернуться для Турции большими неприятностями. И потому он сделает все, что от него зависит для того, чтобы связать эти два процесса. Но вот получится ли это? Маловероятно. Полагаю, турки это понимают и пытаются успокоить официальный Баку на случай отрицательного развития ситуации.

ИА REGNUM Новости: Традиционный апрельский вопрос: произнесет ли президент США 24 апреля по-английски слово "геноцид", которое ждут от него армяне, и надеются никогда не услышать турки?

Безусловно, вашингтонская встреча лидеров Армении и Турции находится в поле пристального внимания президента США Барака Обамы. Правильнее даже будет назвать эти переговоры США-Армения-Турция. Ведь именно США по сути являются авторами этого процесса, который был ими запущен несколько лет назад. Этот процесс - полностью заслуга дипломатии США. Но сейчас в данном процессе возник кризис, а между тем действительно приближается 24 апреля, когда Обама вновь окажется перед серьезной проблемой. Ведь, с одной стороны, голоса армянских избирателей и данные им обещание надо учитывать. Но не менее, а после избрания президентом, даже более важным является проблема хороших отношений с Турцией. Поэтому сейчас Обаме очень хочется добиться хоть какого-то успеха на вашингтонской встрече лидеров Турции и Армении, чтобы 24 апреля отрапортовать о новой дипломатической победе, урегулировании столетней проблемы и опять-таки не произнести обещанного в предвыборной кампании слова "геноцид". Но даже если и не удастся чего-то добиться, все же вряд ли Обаме пойдет на такой шаг. Скорее всего, повторится прошлогодняя история, когда он сумел найти альтернативу и обошелся армянским аналогом этого понятия, не известного широкой общественности - "мец егерн" (большая резня).

ИА REGNUM Новости: Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил на лекции в МИД Эстонии, что "независимость Нагорного Карабаха не является даже предметом обсуждений" на азербайджано-армянских переговорах...

Такое заявление президента Азербайджана вызывает, конечно, удивление. Ведь нынешние переговоры ведутся на основе т.н. "Мадридских принципов". А их суть была раскрыта самими сопредседателями еще в 2006, а потом уточнена в 2007 годах. И хорошо известно, что в основе переговорного процесса лежит принцип: "независимость в обмен на возвращение земель". Проще говоря, в обмен на возвращение на первом этапе оккупированных районов вокруг территории бывшей НКАО, Азербайджан должен дать согласие на решение статуса Нагорного Карабаха через референдум, который при этом будет проведен не среди всего населения Азербайджана, а жителей бывшего НКАО. Проблема лишь во времени - референдум будет проведен не сразу, а лет через 10-15 (сроки еще не уточнены). Иначе говоря, мы имеем дело с отложенной на определенное время независимостью Нагорного Карабаха. Формально Азербайджану по этим предложениям дается возможность и время на изменение взглядов армян Нагорного Карабаха относительно будущих перспектив в течение 10-15 лет. Но поскольку такой вариант больше смахивает на утопию, а итоги референдума уже сейчас не трудно предсказать, то фактически эти предложения позволяют хоть в какой-то степени сохранить свое лицо на фоне потери части территории.

ИА REGNUM Новости: Глава Азербайджана также напомнил, что армяне уже самоопределились на исторических азербайджанских землях. Он спросил, что станет, если армяне начнут самоопределяться везде, где компактно живут, в частности, в странах-сопредседателях МГ ОБСЕ? Как, по-вашему, сегодня должен поддерживаться миропорядок - на защите территориальной целостности стран и глобализации систем управления или поощрении сепаратизма?

Зависит от конкретной ситуации и страны, ее важности для интересов ведущих игроков мира. Формально, вроде бы никто из ведущих игроков мира не выступает против принципа территориальной целостности. Формально, вроде бы этот принцип все же стоит выше сепаратизма. Но лишь формально. На самом деле, отношение к сепаратистам и жертве сепаратизма далеко не одинаковое. Везде мы видим двойные стандарты, когда одни и те же страны по-разному реагируют и относятся ко всему этому. Более чем яркое тому свидетельство - отношение к ситуации на Балканах и на Кавказе.

Беседовал Рафаэль Мустафаев