Интенсивные посреднические усилия американской дипломатии между Турцией и Арменией во время ядерного саммита по безопасности в Вашингтоне привели пока к малозаметному, но все же новому качеству ситуации в зоне армяно-азербайджанского противостояния. Даже несмотря на то, что Анкара и Ереван не подписали ни одного общего документа. Тем не менее, по словам пресс-секретаря госдепа США Филлипа Кроули, переговоры были "очень позитивными", поскольку речь идет об "историческом моменте для реализации армяно-турецких протоколов". Откуда такой оптимизм?

Согласно американским источникам, госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава МИД Турции Ахмед Давутоглу пришли к согласию по согласованию очередной "Дорожной карты" по нормализации армяно-турецких отношений. Судя по всему, проект этого документа уже готов и дальнейший переговорный процесс между Турцией и Арменией будет идти только на этом направлении. Армянскую сторону это может вполне устраивать. И вот почему.

Пресс-секретарь госдепа США, комментируя итоги американской челночной дипломатии, сделал одно важное замечание: "Вашингтон действует не в одиночку. Россия играет очень конструктивную роль. Москва полностью задействована в Минском процессе и работает с Турцией, Арменией и Азербайджаном над тем же кругом вопросов". То есть фактически речь идет о распределении дипломатических функций между США и Россией. Вашингтон берет под свой патронаж цюрихский процесс, Москва призвана активизировать работу Минской группы ОБСЕ. Идеальным вариантом было бы, если бы эти два процесса развивались параллельно. Но многолетняя реальная дипломатическая практика, в частности, карабахского урегулирования, показывает, что конфликтующие стороны с трудом принимают общие правила игры, отстаивая каждая свою правду. Поэтому, если сравнивать по качественным характеристикам Цюрихские протоколы и обновленные недавно Мадридские принципы, протоколы проще для исполнения.

Во-первых, в этом переговорном процессе не участвует Азербайджан. Надо полагать не случайным решение Белого Дома не приглашать президента Ильхама Алиева на саммит по ядерной безопасности. Таким образом, как предполагает турецкая газеты Hurriyet, "администрация США пытается нейтрализовать воздействие азербайджанского фактора на Турцию". Баку и Анкару разводят по разным переговорным форматам.

Во-вторых, Турция не демонстрирует последовательность в своих отношениях с Азербайджаном. В этом смысле можно согласиться с мнением российского политолога Зураба Тодуа о том, что проблема Нагорного Карабаха не занимает во внешней политике Турции приоритетного значения, и она предпочитает не складывать "яйца в одну корзину". В итоге в перспективе может случиться так, что в конечном счете "входной билет" для Турции на Кавказ окажется в руках Армении.

Непросто складывается ситуация для Азербайджана и в Минской группе ОБСЕ, являющейся для Баку единственной переговорной площадкой по карабахскому урегулированию. Напомним, что 15 марта глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров раскрыл детали Мадридских принципов. По его словам, обновленный вариант документа предусматривает на первом этапе "освобождение пяти оккупированных Арменией районов Азербайджана - Агдамского, Физулинского, Джебраильского, Зангиланского, Губадлинского и 13 сел Лачинского района". Далее, согласно документу, открываются все коммуникации в регионе, проводится донорская конференция по реабилитации освобожденных земель, идет размещение "миротворческих наблюдателей" и т.д. На следующем этапе полностью освобождаются Лачинский и Кельбаджарский районы, азербайджанская община получает возможность вернуться в Нагорный Карабах. Но с одной стороны, азербайджанская сторона заявляет, что если Армения примет новую редакцию мадридских принципов, то она готова начать работу над большим соглашением по урегулированию карабахского конфликта. А с другой - Баку выступает против референдума по определению статуса Нагорного Карабаха, поскольку Конституция предусматривает проведение такого мероприятия только на территории всей страны. Поэтому коридор возможностей для карабахского урегулирования в формате Минской Группы ОБСЕ по факту остается пока чрезвычайно узким.

Неслучайно представитель госдепа заявил, что вашингтонские встречи выявили в равной степени как "благоприятную возможность для турецко-армянского сближения", так многовариантность дальнейшего развития событий в регионе. В этой связи интригующе прозвучало заявление главы Армении Сержа Саргсяна о том, что Ереван уже принял решение по вопросу урегулирования отношений с Турцией, однако не считает нужным пока его озвучивать. Так что в ближайшее время из Армении стоит ждать важных новостей.