Новое обострение ситуации на Северном Кавказе заставило вспомнить о том, что в этом регионе присутствует не только проблема религиозного экстремизма, но и межнациональные проблемы. Сегодня наиболее активно обсуждается вопрос о положении русского населения на Кавказе. Вопрос, безусловно, серьезный, однако "личный состав" тех, кто его поднимает, вызывает некоторое удивление.

Например, в среду, 21 апреля средства массовой информации приглашены на презентацию доклада "Русский фактор на Северном Кавказе: пути решения проблемы оттока русского населения из северокавказских республик". В докладе, как заявлено, рассматриваются следующие проблемы: "проблемы миграции русского населения с Северного Кавказа и восстановления этнического баланса; факты притеснения русских со стороны как местной власти, так и "титульного" населения республик Северо-Кавказского федерального округа (СКФО)". Напомним, что в состав СКФО, наряду со Ставропольским краем, вошли шесть республик Северного Кавказа: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.

В объявлении о презентации доклада, которая пройдет в Москве, сказано, что в ней примет участие руководитель Центра проблем этнополитики ислама Деньга Халидов. Имя этого дагестанского публициста достаточно часто появляется в российских СМИ последних лет. Однако в связи с его обращением к теме русских на Кавказе имеет смысл процитировать достаточно старую публикацию, автором которой также значится Халидов.

Она вышла в специальном выпуске журнала "Наш Дагестан" в Махачкале в феврале 1995 года. Выпуск полностью посвящен началу первой чеченской войны (декабрь 1994 года). На первой странице обложки журнала крупным планом помещены портрет имама Шамиля и фото Джохара Дудаева. Вторая страница обложки целиком занята стихотворным произведением, где российские солдаты сравниваются с птенцами, "зачатыми драчливым петухом". Статья же Халидова находится в разделе "...И столько мнений". В этом разделе помещено также "мнение" вице-президента сепаратистской Чечни Зелимхана Яндарбиева, причем редакция не находит нужным сопроводить его каким-либо комментарием, и лишь отмечает в сноске: "В тексте сохранены стиль и особенности автора" (так в оригинале).

Халидов представлен как "кандидат философских наук, председатель Исполкома Дагестанского Гражданского Союза "Джамаат ва-л-Хуррият"" (последнее название может быть переведено с арабского как "Общество и свобода"). Заголовок статьи - "Чеченский узел и Россия: уроки истории". Статья начинается с обычных в ту пору упреков в адрес Кремля за развязывание войны в Чечне. Далее автор, обращаясь к истории, проводит следующую мысль: политика России на Кавказе начиная с 19 века была колониальной. "Мало кто хочет признать, - пишет Халидов, - что в Чечне, начиная с 1991 года, идет настоящая национально-освободительная война, такая же, какую мы наблюдали недавно в Прибалтике и в Закавказье". Далее автор перечисляет действия царской России, предопределившие, по его мнению, такой поворот дел, и делает вывод: "Есть все основания квалифицировать колониальную политику царизма, в особенности на Западном Кавказе и в отношении чеченцев, как этнический геноцид".

В конце статьи автор таким образом описывает последствия "колониальной политики": "Права и законы, писанные в Москве, унифицирующие все разнообразие культур и цивилизаций народов России, не воспринимаются в Чечне (и частично на всем Северном Кавказе) как "свои", как заслуживающие уважения и подчинения... Так что Дудаев и его сторонники сейчас действуют не по своему произволу или капризу - они лишь отражают чаяния значительного большинства своего народа".

В статье Халидова подняты действительно непростые темы, связанные с оценкой событий истории Кавказа. Однако сегодня, когда публицист участвует в презентации доклада о трудностях русских на Кавказе, хотелось бы задать ему один вопрос: обвиняя в 1995 году Россию в колонизации Кавказа, задумывался ли он о последствиях таких заявлений для проживающего там русского населения, которое автоматически становилось представителем "колонизатора"? Заявляя, что Чечня "имеет такое же право на самостоятельность, как и бывшие республики Союза", предвидел ли он трагедию исхода русских из "независимой" Чечни и свое последующее участие в респектабельных мероприятиях, посвященных защите тех русских, которые там все же остались?