"В последнее время по ОДКБ было нанесено два удара", - заявил 26 апреля корреспонденту ИА REGNUM Новости российский политолог Михаил Ремизов, комментируя заявление президента Белоруссии Александра Лукашенко о том, что если ОДКБ будет и дальше развиваться так, как сейчас, то у данной структуры нет перспектив.

"Первый удар заключается в том, что член ОДКБ Киргизия находится в ситуации дефицита легитимности власти и, что хуже того, её партнёры по ОДКБ в данном конфликте заняли разные позиции. Особенность ситуации состоит не столько в том, что Лукашенко дал убежище Курманбеку Бакиеву, сколько в том, что он признаёт его действующим президентом. Это совершенно разные вещи: данная позиция Лукашенко является более жёсткой, и именно в ней заключается определённый вызов и Москве, и институтам ОДКБ. Это ставит под вопрос целесообразность существования ОДКБ даже не как военной организации, а как структуры военно-политического союзничества", - считает Ремизов.

"Второй момент, связанный с вызовом для государств ОДКБ, связан с тем, что у организации фактически отсутствуют механизмы для предотвращения угроз, с которыми сейчас сталкивается Киргизия. Я имею в виду не столько угрозу свержения власти, сколько опасность криминальной революции, когда насилие оказывается неподконтрольным никаким институтам государственного порядка. Достаточно мощные силы безопасности ОДКБ в этой ситуации не могут обеспечить ни права мирного, в том числе, русского, населения, ни ввести в берега эту стихию криминальной революции", - отметил эксперт.

"Эта проблема носит во многом объективный характер. Очень трудно разделить ситуации, когда применение ОДКБ абсолютно необходимо - сопротивление трансграничным угрозам, повстанческим движениям, военной агрессии - и ситуации, касающиеся исключительно внутренних дел государств-участниц данной структуры, связанные не с государственным порядком как таковым, а с безопасностью соответствующих режимов. Естественно, ОДКБ задумана именно как механизм безопасности государств, а не режимов, это отнюдь не одно и тоже. ОДКБ - не свящённый союз автократов, которые поклялись защищать друг друга при любых угрозах их власти, возникающих на собственной территории. Это современный военно-политический союз, который не предполагает таких обязательств. Но обязательства по противодействию демонтажа государства как такового входят в сферу компетенции данной организации. И, на мой взгляд, конструктивная позиция Лукашенко должна заключаться в том, что если президент одной из стран ОДКБ видит себя игроком в сфере азиатской политики, то он должен предлагать механизмы в сфере совершенствования ОДКБ", - сказал политолог.

По его словам, сегодня основное значение ОДКБ связано именно с нестабильной Средней Азией. "Если Лукашенко как участник ОДКБ ставит эту проблему, то он должен предлагать какие-то пути, подходы к её решению, а не просто девальвировать организацию на основе объективной проблемы - поскольку данная проблема действительно объективна, и она не связана со злонамеренностью Москвы и её неприязнью к Бакиеву, которая в данном деле очень сильно преувеличена", - подчеркнул Ремизов.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости, могут ли заявления Лукашенко, согласно которым руководству РФ пора вспомнить про две военные базы на территории Белоруссии, за которые оно "ничего не платит", говорить о том, что Минск может начать пересматривать военное сотрудничество с Россией, Ремизов заявил: "Сложно было не предвидеть того, что соглашение Москвы и Киева по газу и флоту в том виде, в котором оно было подано, не может не стать пусковым механизмом очередного конфликта с Белоруссией. Вопрос о скидках на энергоносители является больным для Белоруссии, и этот вопрос Белоруссия разыгрывает по следующему сценарию: мы идём вам навстречу настолько далеко, насколько возможно, в плане военно-стратегического сотрудничества, создавая общую систему ПВО, не ставя вопрос о статусе российских военных объектов на белорусской территории, и, по сути, реализуя идею единого пространства безопасности. А вы нам в качестве компенсационной цены обеспечиваете режим максимального благоприятствования по углеводородам. Россия на протяжении всех лет отвергала эту логику. Российские переговорщики призывали белорусских коллег не торговать геполитическим выбором белорусского народа и сконцентрироваться на обсуждении экономических вопросов. В этом была своя логика. Но в момент договорённостей с Украиной Россия сменила эту переговорную позицию на прямо противоположную, подав харьковские соглашения именно как размен стратегического партнёрства на экономические преференции. Такая смена ориентиров, естественно, вызывает у Лукашенко возмущение как пример применения двойных стандартов".

"Такая проблема, на мой взгляд, является определённым сбоем в той переговорной модели, которую Москва избрала для себя в отношении своих соседей. Однако мне кажется, нам стоит исходить из того, что эта переговорная модель должна быть более-менее единой для Украины и Белоруссии. В нынешних условиях противопоставлять друг другу Украину и Белоруссию, как это вскользь прозвучало в комментариях Дмитрия Медведева, чрезвычайно непродуктивно. Сотрудничество Александра Лукашенко и Виктора Януковича имеет огромный потенциал. По-настоящему интересной стратегией могло бы стать формирование российско-украинско-белорусского триумвирата при использовании нынешних открытых политических позиций в Киеве. По большому счёту, потенциал у Лукашенко и Януковича таков, что противопоставить их друг другу представляется совершенно нереалистичным и непродуктивным. Поэтому необходим единый подход", - считает эксперт.

"Думаю, нам было бы целесообразно вернуться к отдельному рассмотрению взаимных уступок в экономике и геостратегии. Нужно оговорить, что те же самые газовые решения могут быть увязаны не столько с Черноморским флотом, сколько с решением по газотпранспортному консорциуму, которое вроде бы вынашивается и обсуждается на Украине, или какими-нибудь совместными инвестиционными проектами. Стоит также оговорить, что аналогичные претензии и пожелания Белоруссии тоже должны разрешаться и урегулироваться на пути встречного движения по каким-либо инвестиционным интересам российских предприятий по отношению к белорусским. При этом военно-стратегическое сотрудничество следует выводить из области торга. Это то, что уже удалось нам в отношениях с Белоруссией. И сейчас поднятие этого вопроса с дипломатической точки зрения выглядит как потеря", - подвёл итог Михаил Ремизов.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, 25 апреля президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что готов ехать 8 мая на неформальный саммит ОДКБ в Москву лишь на определённых условиях, основным из которых является детальное обсуждение ситуации в Киргизии. "Если ОДКБ не смогла вовремя отреагировать и повлиять на ситуацию в Киргизии, значит, такая это организация. Что это за организация, которая молчит, если в одной из наших стран льется кровь? Если и дальше так будет развиваться, то перспектив она не имеет. Только у Белоруссии и России схожие точки зрения и позиции по всем вопросам. У всех других государств - абсолютно своя точка зрения и позиция", - утверждает Лукашенко.

Он также напомнил, что на территории Белоруссии находятся две российские военные базы, за которые Россия не платит. "Если президент России об этом забыл, то пора вспомнить", - подчеркнул Лукашенко. "Белорусская армия кого сегодня защищает? Основу какой группировки она составляет на западных рубежах Российской Федерации? Основу совместной группировки Союзного государства Белоруссии и России. А если точно говорить, на западе Российской Федерации, кроме белорусской армии, вооруженных сил больше нет. А ведь еще есть объединенная система противовоздушной обороны, договор о которой мы недавно подписали, и которого так добивалось руководство России", - отметил белорусский президент.