Необходимо найти более точное, не "разговорное", а строго научное определение воссозданным памятникам. Термин "новодел" унижает работу реставраторов. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом сегодня, 27 апреля на научно-практической конференции в Государственном музее-заповеднике "Петергоф" "Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший" сообщил археолог, старший научный сотрудник института "Ленпроектреставрация" Виктор Коренцвит.

По его словам, этим определением может стать слово "реплика". "Термин хорош и тем, что к нему можно подобрать надлежащие прилагательные: удачная или малоудачная реплика, прекрасная и так далее".

По мнению специалиста, "миллионы людей восхищаются воссозданными реставраторами памятниками, отдавая должное мастерству современных исполнителей. Немало таких, кто по неведению заблуждается насчет исторического значения возвращенных из небытия архитектурных шедевров. Но такова сила искусства.

Парадокс заключается в том, что деятельность реставраторов действительно нацелена на создание иллюзии подлинности воссоздаваемого объекта. Есть такое мнение, что задача искусства в том и состоит, чтобы погружать человека в мир иллюзий, а развеять иллюзию ради "святой правды" нетрудно: достаточно обратить внимание посетителей на фотографию разрушенных памятников и напомнить имена реставраторов.

Заслуженный работник культуры России, реставратор и искусствовед Марк Колотов отметил, что послевоенная реставрация дала возможность "впервые испытать на практике целый ряд приемов воссоздания мастерства - например, лаковой миниатюры и других. Все это стало достоянием нашего времени".

Колотов убежден, что "нельзя было оставить Ленинград в кольце разрушенных пригородов". Один из старейших реставраторов России отметил, что возрожденные ансамбли Петергофа, Царского Села, Павловска и Гатчины "живут, вызывают живейший интерес и приносят ощутимый доход государству".

Сергей Горбатенко - председатель Санкт-Петербургского Регионального отделения ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест ) отметил, что работа Ленинградской реставрационной школы хоть и противоречит в чем-то Венецианской хартии реставрации, но "ее оправдывает то, что памятники пригородов должны были быть тщательно воссозданы на строго документальной основе, чтобы сохранить подлинность ансамблей".