Преддверие майских праздников стало удачным для российского руководства. Сначала встреча в Харькове президента Дмитрия Медведева с главой Украины Виктором Януковичем принесла результаты, которых давно ждали в России. Затем не менее удачным оказался визит в Вену премьер-министра Владимира Путина, где он пообещал снабжать Европу газом сто лет, если она не будет возражать.

Как известно, заключенное межправительственное соглашение с Австрией стало последним документом, необходимым для старта одного из двух энергопроектов России по поставкам в Европу природного газа. Таким образом, Австрия оказалась седьмой страной-участницей сухопутной части трубопровода "Южный поток". До неё Москве удалось оформить межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией и Хорватией. Таким образом, две недели назад в Выборге был дан старт морской части газопровода "Северный поток", а теперь "зеленый свет" дан "Южному потоку", который будет проложен по дну Чёрного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. Последний должен приступить к транспортировке по трубе до 35% российского газа.

Канцлер Австрии Вернер Файман не думал скрывать свою озабоченность по поводу транзита газа через Украину. Теперь, после смены руководства в Киеве и договоренности с Россией, тревогам канцлера был положен конец. Тем более, после введения "Южного потока" Австрия сможет получать два миллиарда кубометров дополнительно. На заданный одним из присутствующих на пресс-конференции журналистов провокационный вопрос, не помешает ли Австрии участие сразу в двух проектах - "Южный поток" и NABUCCO, Путин отреагировал сразу. Он объяснил собравшимся, что только в одном регионе Российской Федерации насчитывается 55 триллионов кубометров газа, а NABUCCO до сих пор не может найти 30 миллиардов кубометров этого топлива для заполнения. А потребители в Европе давно уже готовы заключить долгосрочный договор с Москвой на поставки газа.

Теперь России осталось добиться немаловажной цели - присвоения Еврокомиссией "Южному потоку" статуса трансевропейской сети (TEN), что означает признание его ключевым проектом, направленным на обеспечение устойчивого развития и надёжности поставок природного газа европейским потребителям. Сейчас данный статус имеют два трубопроводных проекта "Газпрома" - "Северный поток" и "Ямал-Европа".

Стоит отдельно остановиться на встрече президентов Украины и России в Харькове. Она примечательна в немалой степени тем, что была первой на украинской земле за последние пять лет. Похоже, с избранием президентом Украины Виктора Януковича в отношениях двух стран, наконец, наступило долгожданное потепление. Страны нашли компромисс даже в тех областях, о которых они и не помышляли. Эта внеплановая встреча должна была перевести отношения из разряда ординарных в партнерские, вернуть их на уровень стратегических.

В результате Украина в течение ближайших 10 лет получит реальную помощь, которая будет предоставлена Россией в виде материальных ресурсов на сумму в 42 миллиарда долларов. Формулы скидки объяснил глава Газпрома Алексей Миллер: при цене 330 долларов за 1000 кубометров и выше она составит 100 долларов. Если же цена будет ниже, то не более 30-ти % от нее. При этом в 2010 году скидка распространяется только на объемы до 30 миллиардов, а в последующие годы - до 40 миллиардов кубометров газа. Как сказал Миллер, российская компания и "Нафтогаз" Украины договорились, что в 2010 году объемы поставок российского газа Киеву увеличатся на три миллиарда, достигнув 36.5 миллиардов кубометров. Т.е часть газа Украине все равно придется оплачивать по его настоящей стоимости.

Формула цены "take or pay" (бери или плати) остается прежней, но дополнительным соглашением исключены штрафные санкции за несвоевременную оплату. Часть вырученных денег пойдет на скидку за оплату пребывания Черноморского флота в Крыму в течение еще 25 лет после 2017 года. Следует особо отметить, что соглашение по флоту, как подчеркнули президенты России и Украины - это реальный и обоюдовыгодный шаг, которого долго ждали.

Помимо этого, вице-премьер российского правительства Игорь Сечин ранее уточнял, что Москве предложено участие в развитии украинской гражданской авиации, энергетических проектах, в частности, строительстве атомной электростанции. Тем не менее все идеи кооперации, носящие больше прикладной характер, отложены до официального визита российского президента на Украину в середине мая.

Заслуживает отдельного упоминания, что официальный Киев решал стратегические вопросы без учета своих обязательств перед партнерами по ГУАМ, что ставит под вопрос дальнейшее будущее этой организации, а также все её энергетические транзитные проекты. Бесспорно, эти проекты ГУАМ выглядят малопривлекательными на фоне тех, которые решаются в настоящее время Украиной и Россией. Если Молдавия стояла раньше особняком, а идеи в основном генерировали Украина с Грузией, то теперь непонятно как это все будет выглядеть. Ведь ставится под вопрос проект "Одесса- Броды", а также транзитного коридора через Каспийское и Балтийское моря. Такой расклад вносит изменения во многие планы Азербайджанской госнефтекомпании, и будет зависеть в дальнейшем от, мягко говоря, проблемных взаимоотношений лидеров стран ГУАМ. В связи с чем трудно исключить, что организация как таковая перестанет существовать.