"Мировой рынок радиоизотопной медицины состоит из двух частей - изотопной части и части радиофармпрепаратов, - пояснил директор по продукции медицинского назначения ОАО "В/О "Изотоп" Владлен Буданицкий. - Для обеспечения собственного рынка нужно сырье, то есть молибден, и производство - генераторы, которые делают из молибдена технеций-99. Молибдена и мощностей пока хватает и даже в избытке. Генераторы технеция, которые имеются у российских производителей, неплохие, но они не сертифицированы на Западе и производятся не по принятому для них в Европе стандарту".

"Производств, делающих генераторы технеция у нас два, даже два с половиной - НИИЯФ в Томске делает небольшое количество для местного рынка, Физико-химический институт им. Л.Я. Карпова и ФЭИ (Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского) − основные производители генераторов, - отметил он. - Причем на карповском заводе строится новая линия, которая на 80% введена в строй. Это будет уже как раз GMP-сертифицированное (GMP, Good Manufacturing Practice, надлежащая производственная практика) производство генераторов нового типа, которые будут значительно лучше по техническим параметрам и по качеству элюата. В генераторах Россия не только не испытывает недостатка, но и готова экспортировать их на Запад, при условии если мы найдем возможные рынки сбыта".

"Все, что связано с изотопной продукцией, Россия производит в достаточных количествах и даже экспортирует. Проблема в том, что во всем мире эти изотопы тоже производятся - и реакторные, и циклотронные. В связи с тем, что уменьшается число действующих реакторов на Западе, некоторые изотопы могут быть в недостаточном количестве. Но пока это еще не произошло. В России есть много наработок радиофармпрепаратов отечественного производства. Однако чтобы выйти на западный рынок, нужно пройти очень длительный и серьезный процесс сертификации, - подчеркнул Буданицкий. - Радиофармпрепараты − сухие наборы, которые метятся изотопом, производятся единственным пока производителем ООО "Диамед". Препараты значительно дешевле существующих западных аналогов, но, увы, качество их ниже".

"Изотопная диагностика используется в разных областях - кардиологии, онкологии, неврологии, пульмонологии и даже при остром состояниях брюшной полости, − спрос на такого рода диагностику, а значит и рынок связанных с нею услуг, велик - во всем мире очень активно пользуются этими методами для проверки функционального состояния органов, поиска опухолей и метастазов, - рассказал он. - Если говорить о России и нашей отечественной радионуклидной медицине, то у нас недостаточное количество радиоизотопных лабораторий. Менее 150 на всю Россию, старый аппаратный парк. По мировым нормативам в плане количества диагностических аппаратов на душу населения и количества произведенных исследований мы в разы отстаем от Запада. Для сравнения обеспечения российского населения технологиями ядерной медицины: в Северной Америке на один миллион человек приходится 33,3 прибора, в Европе - 21,3, в России - 1,1, в Африке - 0,2".

"Несмотря на то, что уровень оснащения нашей ядерной медицины низкий, по научному потенциалу он потрясающий - у нас делают удивительные разработки. Российские доктора выступают на ведущих мировых конференциях и конгрессах с очень интересными докладами. Они могли бы делать и еще больше, если бы у них были лучшие возможности, - сообщил эксперт. - На мировом рынке объем и количество радионуклидных исследований, требующих изотопов и наборов для метки, просто огромные. В то время как на Западе объем оборудования и его использования очень большой, у нас он незначителен. Поэтому потребление технеция, а значит и молибдена, на Западе огромное. В последнее время проблема отсутствия молибдена вынудила людей вернуться к тому же талию-201, который давно уже не использовался из-за своей высокой токсичности и более высокой лучевой нагрузки на пациентов. У нас есть молибденовый проект, который позволит нам в ближайшем будущем продавать молибден на Запад и помогать мировому медицинскому сообществу в производстве генераторов технеция и спасении жизней миллионов людей. Это не только важно для России в экономическом плане, но и в политическом, и в гуманитарном. Россия сейчас выступает в определенном смысле спасителем мира в вопросах технеция и поддержки мировой радионуклидной диагностики".