Православные прихожане просят помощи у Рустама Минниханова
Татарстан, 30 апреля, 2010, 19:53 — ИА Регнум. Православные верующие одного из казанских приходов обратились к президенту РТ
История с передачей комплекса Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (более известного казанцам как "Архиерейская дача") тянется уже около 10 лет. А накануне так называемого "1000-летия Казани" в 2005 году комплекс был даже включен в федеральную целевую программу "Сохранение и развитие исторического центра Казани". Однако программа, где было указано, что монастырь возвращается Казанской епархии, так и осталась невыполненной. НИИ сельского хозяйства РТ "Нива Татарстана" и ныне занимает монастырские корпуса. При этом должной заботы о памятнике русской архитектуры 17-19 веков татарстанские аграрии не проявляли - большинство объектов находятся в плачевном состоянии, а часть уже утрачена.
Прокурорские проверки по поводу ненадлежащего сохранения памятника федерального значения результатов не принесли. Следует отметить, что отношение татарстанских ведомств к возвращению православных храмов в республике изначально было отрицательным - противодействие ощущалось по каждому объекту, который просили отдать верующие. Но Министерство культуры РТ в этом процессе всегда находилось "на переднем крае борьбы". Известен случай, когда в середине 1990-х бывший министр культуры РТ Марсель Таишев заявил, что не желает возвращать Богоявленскую колокольню на центральной улице Казани верующим, поскольку "ему, как татарину, будет обидно, если в самом центре города начнут звонить колокола".
Хотя министр Таишев давно не руководит культурой в республике, нынешнее руководство Минкульта РТ в лице
Официально же на обращения православных верующих Минкульт РТ присылает наукообразные канцелярские отписки. У священника отца Алексия, который с прихожанами пытается активизировать процесс возвращения монастыря РПЦ, есть ответы Министерства культуры РТ, где сообщается, что во-первых, в монастыре все же ведутся некие реставрационные работы. Во-вторых, передавать православным верующим монастырские объекты (хотя бы те, что не используются НИИ и находятся в наиболее плачевном состоянии) вообще никто не намерен. "Передача Казанской епархии РПЦ неиспользуемых зданий бывшего архиерейского загородного дома 17-19 веков, Воскресенского собора, братских келий, часовни не решает комплекса проблем их сохранения", - написано в документе.
Следует отметить, что большинство храмов и монастырей Казани, которые являются такими же памятниками 17-19 веков, Казанской епархии приходилось восстанавливать из руин и приводить в порядок исключительно на свои собственные средства или средства благотворителей. А Министерство культуры РТ при этом предпочитало, в лучшем случае, наблюдать за процессом.
Таким образом, нынешнее упорство деятелей от татарстанской культуры нельзя объяснить ничем иным, как примитивным бытовым национализмом, который к культуре отношения не имеет. Зато имеет отношение к политике, проводившейся в Татарстане все последние 20 лет. Захочет ли изменить что-либо в сложившейся системе ценностей новый президент РТ Рустам Минниханов, к которому обращаются православные прихожане, выяснится в ближайшее время. Христианский принцип "узнавать по делам" вполне применим к представителям любой другой конфессии.
Справка ИА REGNUM Новости. Казанский Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь - единственный в Казани монастырский комплекс, сохранивший к настоящему времени изначально задуманную архитектурную целостность. Место для постройки было определено в 1665 году митрополитом Лаврентием. Монастырь, расположен на высоком косогоре над озером Кабан. Строился с 17 по 18 век в подражание Истринскому Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. В проектировании были использованы чертежи видного представителя русского барокко, архитектора Варфоломея Растрелли (1700-1771), строительство велось под руководством казанского зодчего Василия Кафтырева. С 1789 года комплекс служил загородной резиденцией для архиереев. При монастыре имеется некрополь, связанный со многими дворянскими фамилиями, в частности, с семьей
В 1919 году объекты монастыря стали частью сельскохозяйственной опытной станции (ТатНИИСХ), занимавшейся селекцией агрокультур.