Гагаузия - Тараклийский район: "В болгарской среде снова возникли идеи о создании совместной с гагаузами автономии". Комрат - Кишинев: "Впечатление, что мы переместились в начало 1990-х годов! Полное игнорирование реальности существования Гагаузии!"

Гагаузия - Тараклийский район: "В болгарской среде снова возникли идеи о создании совместной с гагаузами автономии"

Уже давно идут слухи, что жители села Твардица хотят из Тараклийского района перейти в Чадыр-Лунгский, пишет "Единая Гагаузия". Теперь люди от слов перешли к делу. В ДК села Твардица прошло собрание жителей по созданию инициативной группы для проведения референдума по вопросу выхода села из состава Тараклийского района и возврата в состав Чадыр-Лунгского района. На собрании присутствовали представители Тараклийской райадминистрации, медицинского, нотариального отделов района.

Причина перехода из одного района в другой проста: село Твардица находится в 50 км от нынешнего райцентра, продолжает "Единая Гагаузия". Рейсовый автобус в Тараклию ездит только 3 раза в неделю, в остальные дни люди могут попасть в город только на заказной машине, которая обходится им очень дорого. Все медицинские, жилищные и другие вопросы люди могут решать только в райцентре, а это неудобно, а некоторым и не по карману. А вот Чадыр-Лунга от Твардицы находится в 12 км. Возможно, и по этой причине большинство жителей села лечатся, отовариваются и работают в этом городе.

Неудивительно, что представители Тараклийской райадминистрации были негативно настроены в отношении данного желания твардичан, пишет "Единая Гагаузия". Однако, вместо выяснения причин, беседы с жителями и разрешения проблемы, свалили всё на действующую власть автономии, назвав этот сход граждан - агитационной программой кандидатов на выборах башкана. Представитель госканцелярии по Кагульскому сектору и ответственный за Тараклийский район господин Узунов заявил: "Твардичан серьезно агитируют на вхождение в Гагаузию. Вы знаете, что в декабре будут выборы башкана. Вы, наверное, догадываетесь, почему здесь создана инициативная группа. Потому что у лидеров, которые будут выставлять свою кандидатуру, в программе написано: объединение болгарских сел Твардица, Кортен и Валя-Пержей с Гагаузией....Я хочу приехать к вам после января. Я спрошу вас, вспомнили ли о вас после выборов? Почему зимой, когда было тяжело твардичанам, Гагаузия должна была почистить дорогу до Твардицы и не почистила? Потому что вы не нужны им. А вот, сейчас, перед выборами, вы уже нужны". На это заявление представителя госканцелярии люди выкрикивали с места: "Вспомнят, вспомнят!!!".

Собрание в Твардице было "горячим", продолжает "Единая Гагаузия". Люди хотят, а власть "пугает", мол, ничего у вас не получится, на что твардичане ответили: "Нужно будет, и до Европейского суда дойдем, но добьемся своего". А как будет, время покажет. Кстати, а всё-таки ту дорогу Гагаузия почистила, отмечает издание.

Несколько болгарских сёл ставят вопрос о вхождении в состав АТО Гагауз Ери, пишет "Пульс". В селах Валя Пержей и Твардица были созданы инициативные группы, которые хотят пересмотреть свои решения пятнадцатилетней давности (при создании Гагаузской автономии в 1994 году инициатива о вхождении ряда болгарсих и гагаузско-болгарских сел в состав автономии не была реализована под давлением Кишинева - прим. ИА REGNUM Новости) и всё же войти в состав Гагаузской автономии. Башкан Гагаузии Михаил Формузал поспешил включиться в этот процесс, чем сильно насторожил правых политиков. Справа эта инициатива, оформленная в заявлении башкана, была объявлена "разжиганием сепаратизма", а слева - попыткой башкана накануне выборов сыграть на бытовых проблемах жителей двух болгарских сёл.

В интервью "Пульсу" политолог Николай Цвятков, живший одно время в Валя Пержей, напомнил, что Тараклийский район создавался по этническому признаку: в его состав вошли не только близлежащие к Тараклии села, но и удалённые населённые пункты из других районов, где в процентном соотношении преобладали болгары. Как и Гагаузии, Тараклийскому району были даны определённые преференции в вопросах использования русского языка в государственной сфере и созданы некоторые условия для развития болгарской культуры. Но, решив языковую проблему, болгары юга Молдавии получили проблему административную. "В отличие от гагаузов, голос тараклийских болгар не слышен в Кишинёве. А о самом районе, к сожалению, нельзя сказать, что он эффективно управляется. На всё это наслаиваются и внутренние противоречия: жители этих сёл считают, что дотации из центрального бюджета несправедливо распределяются между самой Тараклией и подчинёнными ей сёлами", - заметил Цвятков. До сих пор желание болгар быть вместе сдерживало хозяйственные проблемы, но районные власти допустили ещё один просчёт, открыто выступив на стороне правящего альянса, в то время как на последних парламентских выборах подавляющее большинство жителей Тараклийского района проголосовали за ПКРМ.

При этом оба населённых пункта находятся в считанных километрах от Чадыр-Лунги (административного центра одного из районов Гагаузии) и довольно отдалены от самой Тараклии, продолжает "Пульс". В Чадыр-Лунгу отсюда чаще ходит общественный транспорт, районная больница лучше оснащена, чем больница в Тараклии, да и на местном рынке традиционно ведут торговлю жители этих сёл. Но после того как активную позицию по вопросу об изменении административно-территориального деления занял башкан Михаил Формузал, прения вышли далеко за рамки анализа интересов жителей двух сёл. Лидеры политического движения "Европейское действие" депутаты Вячеслав Унтилэ и Юрий Колесник обвиняют башкана Гагаузии в попытке "перекроить административно-территориальную систему Молдавии" с прицелом на обретение автономией статуса субъекта международного права. Свои выводы лидеры "Европейского действия" построили на служебном докладе прокурора Тараклийского района Василия Стоянова, в котором якобы утверждается, что руководство Гагаузии стремится перетянуть в состав автономии несколько соседних сёл (Твардица, Кортен, Валя Пержей и Кайраклия). По информации депутатов, власти Тараклийского района ещё месяц назад проинформировали Альянс за европейскую интеграцию о ситуации в регионе, однако ответной реакции так и не последовало. Поэтому Колесник и Унтилэ потребовали от спецслужб, Генеральной прокуратуры, правительства и лидеров альянса "вмешаться в сложившуюся ситуацию и остановить сепаратистские тенденции в АТО Гагауз Ери". "Власти Комрата пытаются перекроить административно-территориальную систему Молдавии в свете вероятности её федерализации или конфедерализации. Цель состоит в том, чтобы автономия стала субъектом международного права", - выразил уверенность Вячеслав Унтилэ.

По словам Унтилэ, Гагаузия сегодня не имеет выхода к государственной границе (на самом деле это не так), а близлежащие сёла в Тараклийском районе такой выход имеют и позволяют гагаузам "прорубить окно" на Украину (На Украине, по официальным данным переписи 2001 года, проживают 31,9 тыс. гагаузов, из них подавляющее большинство - 27,6 тыс. в пограничной с Молдавией Одесской области. При этом как среди молдавских, так и среди украинских гагаузов получила распространение идея о необходимости объединения разделенного гагаузского народа в рамках одного государственного образования - прим. ИА REGNUM Новости), пишет "Пульс". По мнению двух депутатов, "Гагаузия имеет много прав и считается Евросоюзом примером автономии. У неё нет причин менять статус, но она пользуется тем, что власть в Кишинёве занята изменением конституции и действует исподтишка". "Когда мы им дали широкую автономию, мы были примером для всей Европы, и всё население [Гагаузии] было довольно. Теперь довольны не все", - говорит Юрий Колесник. В ответной реплике башкан Михаил Формузал расценил обвинения Унтилэ и Колесника как способ "напомнить о себе гражданам Молдавии". "Вопросы присоединения ряда населённых пунктов Тараклийского района к Гагаузии не раз поднимались и до моего избрания башканом. Искать в этом сепаратизм - пустая затея. Люди хотят более высоких социальных стандартов жизни. Людям гораздо удобнее получать качественные услуги, преодолевая 5-10 километров, а не 50", - заявил Формузал.

По мнению депутата парламента Молдавии от ПКРМ Ирины Влах, вопрос о переходе нескольких болгарских сёл под юрисдикцию Гагаузии существует на юге Молдавии, продолжает "Пульс". По её словам, жителей сёл Тараклийского района Твардица и Валя Пержей волнует не большая политика, а конкретные бытовые вопросы. "Башкан Михаил Формузал родом из Бешгиоза (окрестное село, входящее в состав АТО Гагаузия). Он знает эту бытовую проблему и сейчас пытается её использовать в политических целях", - подчеркнула депутат. Унтилэ тоже не исключил этот вариант, по которому возможная административная реформа Гагаузии используется региональными политиками в контексте грядущих башканских выборах: "Необходимо разобраться, о чём идёт речь. О начале популистской предвыборной кампании действующего башкана? Тогда эти вещи ещё как-то можно понять. Но если речь идёт о сепаратистских тенденциях, тогда вещи обстоят куда хуже".

Николай Цвятков не склонен преувеличивать роль башкана в сложившейся ситуации, пишет "Пульс". По его мнению, если бы у людей не "назрело", то Формузалу было бы нечего искать ни в Валя Пержей, ни в Твардице, ни в каком-либо другом селе Тараклийского района. "Инициатива идёт снизу, а башкан пытается её взять под свой контроль", - полагает эксперт. "Для меня очевидно, в пользу какого решения выскажется большинство жителей вышеназванных сёл. Но окончательное решение всё равно остаётся за центральными властями. Тем не менее, я не думаю, что правительство и парламент сегодня готовы серьёзно подойти к этому вопросу", - резюмировал Николай Цвятков.

Синхронно и в унисон национал-румынские силы в Молдавии начали атаку на башкана Гагаузии Михаила Формузала, обвиняя его в сепаратизме, пишет Gagauzlar. Поводом для начала атаки послужили заявления ряда жителей болгарских сел Твардица, Валя Пержей и Кортен, выразивших желание войти в состав Чадыр-Лунгского района. По всей видимости, атака начата с подачи председателя Тараклийского района Василия Плагова, написавшего жалобу на жителей подведомственного района временно исполняющему обязанности президента Михаю Гимпу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что только на это письмо и опирался Унтилэ в своем наделавшем шуму заявлении.

Интересно, что в самой автономии сторонники партии коммунистов обвиняли и обвиняют Михаила Формузала в румынофилии, в то время как именно молдавским "румынам" нынешний башкан стал костью в горле, продолжает Gagauzlar. Костью, которую нельзя тронуть, не порезавшись. Нападки на Формузала началась с заявления о необходимости придании русскому языку статуса официального и объединить страну на базе федерализации. Понятное дело, что главным "румынам" Молдавии такие идеи пришлись не по душе. Открытая позиция Михаила Формузала о самостоятельном определении своего места Гагаузией в случае утраты Молдавией суверенитета приводит сегодня в ярость кое-кого в республике. Хотя Формузал говорил об этом не раз и ранее, такой нервной реакции с обвинениями в сепаратизме не было, - не ожидали от гагаузов подобной стойкости.

Чем же руководствовался Василий Плагов, составляя письмо с обвинениями в адрес властей Гагаузской автономии? - задается вопросом Gagauzlar. Наверняка довольно-таки меркантильными интересами: сгустить краски в глазах посольства Болгарии в Молдавии и официального Кишинёва, а потом "выбить" денег. Слабые политические игроки, как о том говорит историческая практика, часто прибегали к такой тактике. Но вот только нет политики в простых побуждениях гагаузов и болгар, проживающих компактно на юге Молдавии. В побуждениях, которые всем известны: уменьшить затраты на поездки за любыми, даже самыми незначительными документами в районный центр. До Тараклии пятьдесят километров, а до Чадыр-Лунги - 12. Разница - налицо.

Надо признать и то, что Гагаузия в последние годы демонстрирует неплохие результаты, в то время как Тараклийский район на глазах стремительно отстает, пишет Gagauzlar. Жители района не хотят оставаться в аутсайдерах, они хотят быть впереди, что, в принципе, вполне естественно. "Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше" - гласит народная мудрость. И есть еще одна причина, о которой никто, ни сами "румыны", ни Плагов - болгарин, не хотят говорить. Вообще-то её спровоцировал сам Михай Гимпу своими необдуманными заявлениями о румынской принадлежности и объединении с Румынией. Рядовых болгар и гагаузов такая перспектива никак не радует. Коммунисты, прилично напугавшие и тех, и других неизбежным объединением с Румынией, - подливают масла в огонь. Они преследуют свои цели. Им, по всей видимости, необходимо дестабилизировать ситуацию на юге и показать всей Молдавии, что при демократах страна разваливается, а при них все было спокойно. Кроме этого коммунисты, понаторевшие в интригах, хотят одним выстрелом убить двух зайцев. Натравить руководство правящего Молдавией Альянса за европейскую интеграцию на башкана Гагаузии и подставить его под удар из Кишинева и местных коммунистов. Хитро закрученная комбинация грозит обернуться силком, а то и настоящим капканом для "южного волка".

В предвыборный год работать надо эффективнее и в спокойной обстановке, продолжает Gagauzlar. Причем нужно всем сторонам разгорающегося конфликта. Но создаются условия для того, чтобы руководство автономии совершило ошибку, за которую "румыны" могли бы ухватиться. Даст им такой шанс Михаил Формузал или нет - мы увидим в ближайшее время, подводит итог издание.

На прошлой неделе состоялось очередное заседание Совета безопасности Молдавии, в котором принимал участие башкан АТО Гагауз Ери Михаил Формузал, пишет "НИКА-пресс". Поводом для приглашения "на ковер" стала обостряющаяся ситуация на Юге страны и, в частности, наметившиеся практические действия, способные привести к расширению территории автономии за счет некоторых населенных пунктов Тараклийского района. Источники агентства утверждают, что на этом же заседании присутствовал и председатель Тараклийского района Иван Плагов.

Никаких официальных данных о содержании заседания, причинах приглашения к разговору чиновников с Юга и принятых на нем решений пока не поступало, продолжает "НИКА-пресс". В комратской администрации, впрочем, утверждают, что присутствие Формузала на столь высоком форуме было формальным и не могло иметь никаких организационных или каких-либо иных последствий, поскольку возможные вопросы или даже претензии к башкану по поводу сходов граждан в селах "болгарского района" вряд ли следует направлять в его адрес. Нелепыми назвали здесь и подозрения, что Формузал планирует расширением территории за счет соседнего района увеличить круг своих сторонников на декабрьских выборах в АТО. А в кругах, к которым относятся активисты гагаузского движения и участники создания непризнанной Гагаузской Республики, посоветовали кишиневским специалистам, чтобы лучше понять происходящие сегодня в крае процессы, вернуться к причинам конфликта на Юге в 1990 году (В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря помощи со стороны добровольцев из Приднестровья, а также вмешательству частей Вооруженных сил СССР - прим. ИА REGNUM Новости), а также к материалам проведенной в Кишиневе в феврале текущего года Международной научно-практической конференции на тему "Болгары и гагаузы в многонациональной Молдавии: история и современность".

Среди всех возникших после распада СССР регионов, отличающихся высокой интенсивностью различных этнополитических процессов, одним из ключевых и, одновременно, редко попадающих в поле зрения российских средств массовой информации является юг Молдавии, пишет "Гагаузия в новостях". Эта местность, известная так же как Буджак (тюрк. - угол), исторически являлась зоной контакта различных цивилизаций, этносов, культур и религий. В результате событий середины - второй половины XX века (речь идет о послевоенном переделе границ в Восточной Европе и возникновении ряда независимых государств на территории Советского Союза в конце прошлого столетия) Буджак оказался разделенным между двумя независимыми государствами - Украиной и Молдавией. Между тем, современные административные границы проведены без учета этнических, культурных и хозяйственных аспектов, искусственно разделяя компактно проживающее в регионе болгаро-гагаузское население государственными и административными границами. В свою очередь в ходе бурных политических событий 1989-1991 годов, связанных с процессом становления гагаузской государственности, приведших к появлению в 1994 году национальной автономии в составе Республики Молдова, болгары и гагаузы молдавской части Буджака оказались вновь разделенными, на этот раз административными границами Гагаузии (Гагауз-Ери) и Тараклийского автономного района.

Наряду с де-факто независимой Приднестровской Молдавской Республикой именно южные регионы Молдавии, для которых традиционно характерны полиэтничность и широкое распространение русского языка, стали на рубеже 80-90-х годов XX века преградой агрессивному национализму прорумынского толка, отрицавшего право самого молдавского народа на существование и угрожавшего физическому существованию других этносов Молдавии, продолжает "Гагаузия в новостях". Румынизм или унионизм, ставший официальной идеологией молдавской правящей элиты после обретения республикой независимости и подпитываемый материально и идеологически с румынской территории, по сути, был направлен на ликвидацию молдавской государственности через "воссоединение" с Румынией и ассимиляцию молдаван румынами. Принципиальное, вплоть до готовности противостоять ей с оружием в руках, неприятие этой идеологии жителями Приднестровья и юга Молдавии стало залогом сохранения Молдавией своей независимости. Однако в дальнейшем политические элиты болгар и гагаузов не смогли умерить собственные амбиции и воплотить историческое единство двух народов в политические формы. Данная проблема сохраняет актуальность и в наши дни, так как вопрос болгаро-гагаузских отношений тесно увязан с проблемами дальнейшего укрепления молдавской государственности, которое неизбежно связано с процессом федерализации страны, а также дальнейшей судьбой русскоязычного населения республики.

В ходе драматических событий 1989-1991 годов болгаро-гагаузское население Буджака активно участвовало в этнополитических процессах, происходивших в Молдавии, пишет "Гагаузия в новостях". В ответ на давление радикально настроенных прорумынских националистов, выразившееся в выдвижении проекта о государственном языке, предусматривавшего перевод государственного делопроизводства и официального общения на молдавский (румынский) язык, на юге Молдавии стали обсуждаться различные проекты территориальной автономии, в том числе с включением части придунайских земель Украины. С самого начала дискуссии было выдвинуто три конкурирующих проекта - Бессарабской республики, основанной на территориальном признаке, Гагаузско-болгарской автономной республики и чисто Гагаузской автономии, как формы самоопределения гагаузского народа. Общим для всех перечисленных проектов было то, что основным смыслом создания автономии было сохранение официального статуса русского языка, являющегося основой сохранения национального самосознания и культуры всех этносов Буджака. Кроме того, именно отношение к русскому языку стало одним из главных пунктов разногласий между общереспубликанским Интернациональным движением "Единство", народным движением "Гагауз Халкы", народом Приднестровья - с одной стороны, и прорумынскими национал-радикалами из Народного фронта Молдавии - с другой. Программа "Единства" нашла отклик на юге, в Чадыр-Лунгском районе, в котором, помимо гагаузов, проживает немало болгар, продолжает "Гагаузия в новостях". Вполне логично, что собрание представителей трудовых коллективов Чадыр-Лунгского района, проведенного по инициативе общества "Бирлик" ("Единство") 16 апреля 1989 года, признало единственно правильным курс на "решение всех социально-экономических, этнополитических и этнокультурных проблем путем создания Гагаузско-Болгарской автономной советской социалистической республики", а также постановило "считать единственно верным и приемлемым русско-национальное двуязычие в Молдавии". Однако этому проекту, как и проекту Буджакской автономии, которая должна была включать не только районы компактного проживания гагаузов и болгар, но и русскоязычный Кагул и прилегающие к нему села с молдавским населением, не суждено было быть реализованным. Неудача обозначенного проекта связывалась с тем, что никто из видных молдавских ученых-болгаристов не был привлечен к работе над ним. Кроме того, активность гагаузского национального движения вызывала у болгарской общественности довольно серьезные опасения за будущее болгарского населения в составе планируемой автономии. В частности болгар беспокоила проблема сохранности болгарского языка в случае объявления гагаузского языка государственным.

Еще одним фактором, настораживавшим болгар были проявления экстремизма в гагаузском национальном движении, пишет "Гагаузия в новостях". И хотя лидеры "Гагауз Халкы" гарантировали права всех четырех языков - русского, гагаузского, молдавского и болгарского в будущей автономии и предлагали на роль государственного широко распространенный среди болгар русский, противоречия между болгарскими и гагаузскими лидерами так и не удалось преодолеть. Важную роль в расколе болгар и гагаузов сыграл республиканский центр, сохранявший контроль над администрацией Тараклии и болгарских сел. Например, в районной газете были опубликованы данные социологического анкетирования, инициированного парламентской комиссией под руководством заместителя председателя Верховного совета Молдавии Виктора Пушкаша и проведенного под руководством райисполкома и партийного аппарата, из которых следовало, что население Тараклийского района отвергает любые варианты автономии. В то же время, по мнению авторитетного молдавского историка, болгарина Ивана Грека, "большинство болгарского населения с самого начала стояло на позициях создания гагаузско-болгарской автономии". В то же время, против идеи совместной автономии выступили члены болгарского национально-культурного общества "Возрождение", базировавшегося в Кишиневе. Они указывали на существование отдельного болгарского государства за пределами Молдавии, выражали опасения, что в рамках совместной с гагаузами автономии болгары столкнутся уже с гагаузским шовинизмом, и даже ссылались на то, что в случае создания Болгаро-Гагаузской республики, молдавские болгары препятствовали бы своим украинским соплеменникам на пути к национальному самоопределению. На этом фоне наиболее радикальные представители чадыр-лунгской организации "Гагауз Халкы" под лозунгами борьбы с болгарским засильем на руководящих должностях попытались сместить секретаря райкома г-на Арнаута и редактора районной газеты "Знамя" г-на Минчева. В ответ на это председатель общества "Возрождение" Иван Забунов обратился к республиканскому руководству с требованием спасти болгар от гагаузского произвола. Таким образом, честолюбивые и радикальные устремления части болгарской и гагаузской общественности привели к возникновению взаимного недовольства, недоверия и отчужденности у двух соседских народов. И хотя впоследствии взаимное недоверие удалось преодолеть, этого было достаточно для того, чтобы совместная автономия не состоялась.

На фоне принципиального несогласия лидеров тараклийских болгар входить а автономию, носящую название "Гагаузская", возникла идея создания болгарского национально-территориального района с центром в Тараклии, продолжает "Гагаузия в новостях". Однако этот проект, который и был в итоге реализован имел ряд существенных недостатков, которые не позволяют считать его удовлетворяющим национальным и культурным интересам болгарского населения юга Молдавии. В частности, в ходе опросов болгарских и гагаузских респондентов, выяснилось, что главным недостатком существующего административно-территориального устройства юга Молдавии является, по мнению населения, то, что Тараклийский район (как и Гагауз-Ери) не имеет территориального единства, оказавшись разделенным на несколько анклавов. Это привело к тому, что жители, например, болгарского села Твардица, отделенного от остальной территории Тараклийского района гагаузскими землями, вынуждены ездить по административным, экономическим, медицинским и другим потребностям в Тараклию, преодолевая около 40 километров, хотя до Чадыр-Лунги, входящей в состав Гагаузии и имеющей всю необходимую инфраструктуру, - всего около 15 километров.

В итоге, к осени 1989 года дискуссия о совместной болгаро-гагаузской автономии зашла в тупик, пишет "Гагаузия в новостях". Болгарская общественность в целом признавала право гагаузов на самоопределение, но отвергала возможность вхождения болгарских населенных пунктов в Гагаузскую национальную автономию. В гагаузской среде возобладало мнение, что болгары не готовы к созданию совместной автономии, и дальнейшая дискуссия только тормозит реализацию права гагаузов на национальное самоопределение в условиях сильнейшего прессинга со стороны кишиневских властей. В этих условиях движение "Гагауз Халкы" взяло курс на создание гагаузской национальной автономии.

Спустя почти 20 лет после описываемых событий их участники с гагаузской и болгарской сторон по-прежнему по-разному видят причины неудачи совместной автономии, продолжает "Гагаузия в новостях". Так, активные участники гагаузского национального движения говорили, в частности, что нерешительность болгар определялась наличием собственного национального государства за рубежом, обещанными Кишиневом экономическими привилегиями, "высокомерным отношением болгар к гагаузам", определявшееся их более высоким образовательным уровнем и социальным статусом. В свою очередь, представители болгарской элиты, видят причины неудачи совместной автономии в национализме гагаузских элит того времени, выразившемся в тенденции к "принижению роли болгар в истории Буджака, умалчиванию общности исторических судеб болгар и гагаузов", неприемлемом для болгар пантюркизме, склонности части гагаузской интеллигенции мифологизировать собственную историю, излишних амбициях гагаузских лидеров, оказывавших чрезмерное давление на болгар.

На сегодняшний день, несмотря на создание Тараклийского района, населенного преимущественно болгарами, и Гагаузского автономного территориального образования Гагауз-Ери, основные этнополитические проблемы на юге Молдавии так и остаются неразрешенными, пишет "Гагаузия в новостях". Гагаузия, оставшись без болгарских территорий, разделена на несколько анклавов, что серьезно ограничивает ее экономические и политические возможности. Создание Тараклийского района не обеспечило каких-либо законодательных гарантий этнокультурных и политических прав болгарского населения. В частности, это проявилось во время административной реформы 1998-1999 годов, когда Тараклийский район был включен в состав Кагульского уезда, лишив, по сути дела, молдавских болгар какой-либо автономии. И хотя протесты болгарской общественности и общая неудача уездной реформы в Молдавии и позволили сохранить Тараклийский район, в болгарской среде снова возникли идеи о создании совместной с гагаузами автономии. Да и в целом существующая на юге территориально-административная чересполосица ухудшает положение русскоязычного населения республики в целом, лишая его возможности надежно защищать свои права, и ослабляет тем самым основы самого молдавского государства, продолжает "Гагаузия в новостях". Основными причинами неудачи создания Буджакской территориальной автономии, объединявшей многонациональное население южных регионов Молдавии на основе русского языка, стали чрезмерные амбиции национальных элит, излишний радикализм части гагаузских общественных деятелей, оттолкнувший потенциальных союзников, излишняя мнительность болгарских лидеров, испугавшихся призраков пантюркизма и ассимиляции, которые вкупе с амбициозностью и эгоизмом, присущих всем сторонам "отодрали", по меткому выражению болгарского депутата Василия Нейковчена, друг от друга два родственных народа, и во многом предопределили современную нестабильность в Республике Молдова.

По итогам общения с гагаузами и болгарами, проживающими на территории Буджака, кажется правильным сделать выводы о распространенном среди них недовольстве сложившейся ситуацией и предположить, что оптимальным путем решения территориальных, экономических и национально-культурных проблем населения не только южных регионов, но и всего населения молдавского государства стало бы постепенное преобразование унитарной Молдавии в государство, построенное на федеративных принципах, подводит итог издание.

Комрат - Кишинев: "Впечатление, что мы переместились в начало 1990-х годов! Полное игнорирование реальности существования Гагаузии!"

Как известно, Закон о статусе АТО Гагауз Ери был принят уже после принятия конституции РМ и соответственно, ни одно его положение в конституцию не вошло, пишет "Единая Гагаузия". Тогда это никого не пугало. Эйфория охватила нас всех: сыпались похвалы в адрес гагаузов - какие они настойчивые и сплоченные; хвалили молдавскую сторону - какая она мудрая и добрая, что дала-таки эту автономию. Но история тем временем шла вперед, и к управлению автономией пришли люди равнодушные и порой даже настроенные негативно по отношению к судьбе гагаузов. Хотя уже тогда компетентные юристы, в том числе из Кишинева, нам указывали на несовершенство закона. Мы на самом деле тоже это осознавали, но надеялись, что впоследствии удастся мелкими шагами все притереть, улучшить. В наивное заблуждение гагаузов ввела также записанная в законе фраза о том, что все законы в РМ станут приниматься с учетом положений закона о Гагауз Ери, а принятые ранее - будут приведены в соответствие.

На некоторое время удалось создать видимость умиротворения ситуации, продолжает "Единая Гагаузия". Когда удалось посадить в Комрате верного ставленника центральной власти, и центр, и автономия на официальном уровне делали вид, что все хорошо, никаких проблем нет. Вводя тем самым всех в заблуждение. Проблемы между тем накапливались. И когда руководство во главе со следующим башканом Дмитрием Кройтором попыталось приступить к разгребанию завалов из законодательных недоделок, попыталось обсудить проблему с центральной властью (только что поддержанной всей автономией на выборах!), получилось то, о чем все знают: законно избранное руководство автономии было просто разогнано. Некоторые попали за границу, некоторые в тюрьму. На других были заведены такие долгоиграющие уголовные дела, что они еще до недавнего времени доказывали центральным властям свою лояльность, удивляя народ своими неадекватными заявлениями и отношением к собственной автономии.

И все-таки что-то тогда удалось сделать, пишет "Единая Гагаузия". Венецианская комиссия на 50-м своем пленуме 8-9 марта 2002 года высказала свое мнение о правомерности требований гагаузов относительно внесения изменений в конституцию страны по вопросу о статусе Гагаузии. Более того, эта авторитетная комиссия подготовила обширную справку с конкретными предложениями по улучшению законодательства. И вот 27 июля 2003 года парламентом Молдавии вынужденно были внесены в конституцию страны дополнения и изменения, связанные со статусом Гагаузии. В статье 111 заложено 7 пунктов по этому поводу. Если посмотреть на эту статью, попытаться ее анализировать, видно, что законодатель частично прислушался к рекомендациям Венецианской комиссии. Но сразу же, в первом же пункте, мы можем увидеть, как неправильно определены даже сами люди, живущие в Гагаузии. Написано: "гагаузы". Законодатель вполне сознательно, умышленно опустил слово "народ". Правильно должно было бы быть написано, что Гагаузия - это "форма самоопределения гагаузского народа". Это очень важно для понимания того, что гагаузский народ в Молдавии является коренным народом. Времена географических скитаний для нашего народа закончились навсегда. Это должно быть аксиомой для всех, в том числе и для Центра, и для всего мира.

Непонятно также, почему законодатель уклонился от рекомендации Венецианской комиссии в отношении конституционного закрепления права гагаузского народа на самоопределение в случае изменения статуса РМ как независимого государства, продолжает "Единая Гагаузия". Ведь со стороны Гагаузии, как на официальном уровне, так и неофициальном, не было ни одной акции, которую можно было бы классифицировать как сепаратизм или разрушение устоев молдавского государства. Более того, эта норма способствовала бы воздержанию от необдуманных шагов по изменению суверенного статуса страны. Венецианская комиссия также рекомендовала закрепить в конституции тот факт, что на территории Гагаузии действуют законодательные, исполнительные и судебные органы. Именно законодательные, а не представительские! На практике мы видим существование этих ветвей власти, хотя о судебной власти еще стоит поговорить отдельно. Но при удобном случае, их решения, как и в целом полномочия, могут в Молдавии произвольно подвергаться сомнению для решения сиюминутных политических задач, чаще всего репрессивного характера.

Однозначно негативную реакцию со стороны Венецианской комиссии получил пункт 6 рассматриваемой статьи, где говорится о контроле за исполнением законодательства РМ в автономии, пишет "Единая Гагаузия". Согласно нынешней конституции, контроль за исполнением законодательства РМ на территории Гагаузии осуществляет правительство РМ, что явилось источником для серьезного беспокойства Венецианской комиссии. Видать, слишком уж хорошо знали там нашу кривозеркальную действительность. Первых реальных тревожных звоночков долго ждать не пришлось. В 2006 году вышли законы 435 и 436 от 28 декабря об учреждении структур местного и публичного управления, отдельные статьи которого начисто перечеркивают положения Закона о статусе Гагаузии. Какая пошла чехарда в Гагаузии, когда эта структура заработала! Да и можно ли говорить о том, что она заработала? Кажется, она только нагнетала страсти в регионе по указке из центра.

Прошло несколько лет борьбы, и уже в условиях демократии вышло постановление правительства 485 от 18 декабря 2009 года о территориальных бюро Государственной канцелярии, продолжает "Единая Гагаузия". Первое впечатление от него - что мы переместились в начало 1990-х годов! Полное игнорирование реальности существования гагаузской автономии! Не соблюдены даже элементарные приличия: согласно тексту документа, территориальное бюро создано не в АТО Гагаузия, а в Комрате! При прочтении этого постановления невольно возникает мысль, что такими полномочиями не обладал даже генерал-губернатор Бессарабии образца монархического 19-го века. Это постановление направлено на создание и умышленное поддержание напряженности между центром и автономией, усиление вертикали власти и централизацию управления Молдавией. Как же тогда следует понимать слова нашего главы правительства о том, что главное достижение нового правительства - слом вертикали власти?

Мы убедились, что какая бы политическая сила в центре ни приходила к власти, она не собирается заниматься нашими проблемами конструктивно, по справедливости, пишет "Единая Гагаузия". Но при этом, для движения вперед, нужно политическое единство Гагаузии, подводит итог издание.

16 апреля в зале заседаний Народного собрания Гагаузии прошёл круглый стол на тему: "Конституционное закрепление полномочий Гагаузии - механизм их реализации на практике и необходимая гарантия сохранения ее статуса", пишет Gagauzlar. Организатором данного мероприятия выступило общественное движение "Единая Гагаузия", председатель которого, Фёдор Гагауз входил в комиссию по подготовке проекта изменений в конституцию Республики Молдова, предусматривающих закрепление статуса Гагаузии в высшем законе государства. В конце декабря 2010 года комиссия отправила плоды своей работы на рассмотрение в парламент страны.

К сегодняшнему дню местная инициатива и самоуправление в Гагаузии практически сведены на нет, что в сущности привело к централизации власти, продолжает Gagauzlar. На заседании правительства Молдавии, на замечания башкана Гагаузии Михаила Формузал о том, что "Закон об особом правовом статусе Гагаузии" исполняется не в полной мере, советник президента Штефан Урыту ответил, что Гагаузия слишком много требует, и что она является таким же районом, как и другие районы Молдавии. На сегодняшний день Гагаузская автономия обладает достаточным интеллектуальным потенциалом для защиты своих прав мирным, цивилизованным путём. Именно по этому вопросу и собрались на круглый стол представители общественных организаций, политических партий, политики, юристы и СМИ. Вот как подытожил работу круглого стола председатель общественного движения "Единая Гагаузия" Фёдор Гагауз: "Как известно, межэтническая проблема, имевшая место в нашем регионе, была разрешена путём компромисса между центром и регионом, которая выразилась в принятии парламентом Республики Молдова 23 декабря 1994 года закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Прошло 15 лет официального функционирования Гагаузской автономии. За этот период, произошло много разных и противоречивых событий. Но одно можно твёрдо утверждать - Гагаузия всегда ответственно относилась к тем политическим процессам, которые происходили в Республике Молдова, и Гагаузия напрочь отвергла опасения в сепаратизме региона и не раз доказала, что является территорией, которая оберегает государственность Республики Молдова, являясь неотъемлемой её составной частью. Однако мы вынуждены констатировать, что закон о статусе Гагаузии не работает в полном объёме, так как не завершён юридический механизм взаимоотношений между центром и регионом, который предусматривает, что Гагаузия имеет определённую вышеназванным законом компетенцию, и в рамках данной компетенции самостоятельно решает вопросы своего политического, экономического и культурного развития. И если Гагаузия выходит за пределы данной компетенции, арбитром выступает Конституционный суд. И наоборот, если центральные власти в лице президента, парламента и правительства РМ ущемляют компетенцию Гагаузии, то Гагаузия в лице Народного собрания Гагаузии отстаивает свои права в Конституционном суде РМ. Данный юридический механизм не работает, так как статус Гагаузии, основные её полномочия не закреплены в конституции РМ. К сожалению, данная юридическая проблема была заложена в момент принятия закона о статусе Гагаузии в декабре 1994 года. И данная проблема была заложена не специально, по крайней мере, об этом утверждают некоторые факты, а именно - за данный закон проголосовали 68 депутатов, т.е. чуть больше необходимого конституционного большинства в 67 голосов. Сегодня,, анализируя конкретные статьи нашей конституции, закона об особом правовом статусе Гагаузии и других нормативных документов Молдавии, знакомясь с практикой других государств, таких как Испания, Италия, Франция, мы видим, в чём заключается проблема и, полагаю, поймём механизм её устранения, а это значит увидим путь консолидации нашего государства. Я глубоко убеждён, что другого пути нет. Гагаузия не откажется от своих прав. И пока мы не создадим эффективного механизма функционирования Гагаузской автономии, не будет даже предпосылок положительного разрешения приднестровской проблемы". (Gagauzlar)