Документ разработан в результате сопоставления программ президента Роберта Кочаряна и предвыборных программ партий, сформировавших коалиционное правительство (Республиканская партия Армении, "Оринац Еркир" и Армянская Революционная Федерация "Дашнакцутюн"). Программа коалиционного правительства утверждена Национальным Собранием республики. В соответствии с программой, правительство Армении намерено в ближайшие четыре года осуществлять политику по трем основным направлениям.

1. Экономическое реформирование

2. Социальное реформирование

3. Реформирование системы управления и антикоррупционная политика

Реформирование системы управления и борьба с коррупцией

С целью повышения продуктивности государственного управления будет оптимизирована система государственного управления, сокращено число исполнительных органов и количество сотрудников в них. С целью обеспечения прозрачности и публичности, а также повышения уровня ответственности государственных органов, будет внедрена действенная система отчета ответственных органов и должностных лиц.

Территориальное управление и местное самоуправление

Будут четко разграничены полномочия и ответственность между органами территориального и местного управления. Будет обеспечена полная самостоятельность и защищенность органов местного управления. Будет изменен статус города Еревана. Принятием закона о городе Ереване будут выработаны направления по разрешению проблем формирования бюджета столицы, сохранения и развития городского хозяйства. Большое внимание будет уделено развитию приграничных, горных и высокогорных общин. Для этих населенных пунктов будут реализованы специальные программы развития, учитывающие особенности указанных местностей.

Борьба с коррупцией

Основным направлением борьбы с коррупцией станет усовершенствование системы управления и конкретизация деятельности государственных органов. В этой борьбе правительство приложит все возможные усилия, сгруппирует силы и возможности всех государственных органов. Будут использованы также политические, общественные, экономические и морально-психологические рычаги. Уже в ближайшие месяцы правительство утвердит антикоррупционную стратегическую программу и начнет ее реализацию. Борьба с коррупцией будет максимально прозрачной, в условиях общественной информированности и контроля.

Экономическая сфера. Основные направления

Обеспечение минимального роста экономики республики в 6-8% должно стать основной среднесрочной задачей экономической политики правительства. Будет сохранена макроэкономическая стабильность, реализована направленная на это налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика. Особое внимание будет уделено развитию гарантий внешних и внутренних инвестиций. Большое внимание будет уделено увеличению удельного веса перерабатывающей промышленности в ВВП, особенно в части высокотехнологической продукции. Будут сформированы областные структуры, содействующие малому и среднему бизнесу.

Финансовая и банковская системы

В стержне реформирования этой системы будет стоять восстановление доверия населения и привлечение сбережений граждан в банковскую сферу. Будут разработаны новые механизмы защиты интересов участников финансового рынка. В частности, этой цели будут служить механизмы гарантии вкладов физических лиц, воплощение которых послужит снижению риска в банковской системе. Продолжится внедрение кредитного регистра и его развитие. Вследствие этого и благодаря другим мероприятиям будут снижены банковские процентные ставки. С целью развития системы страхования будет создано полноценное законодательство, которое позволит четко разграничить виды обязательного и добровольного страхования.

Бюджетная система

Основной задачей политики правительства станет безоговорочное выполнение государственного бюджета. В ближайшие годы одним из основных приоритетов налогово-бюджетной политики станет увеличение уровня государственных сборов. Без существенных изменений размеров налоговых ставок, доля налоговых поступлений в ВВП будет увеличена в среднем на 0,3-0,4%. Государственный долг будет сохранен на безопасном для развития экономики республики уровне. Правительство приложит все усилия для избежания накопления бюджетных задолженностей.

Налоговая система

Будет улучшено качество налоговой и таможенной служб. Правительство будет проводить политику в том направлении, чтобы исполнение налогового законодательства было обеспечено со стороны всех хозяйствующих субъектов. Будут упрощены законы, налоговое и таможенное законодательство станет более ясным и четким. С этой целью будет разработан и представлен в Национальное Собрание Налоговый Кодекс РА. Правительство считает важным дальнейшее снижение налогового бремени, что будет реализовано за счет расширения налогооблагаемой базы и снижения налоговых ставок.

Рынок недвижимости

Активизации рынка будет способствовать формированию прозрачной системы признания прав на имущество и ее регистрацию, чему будет способствовать внедрение принципа "Единого окна". Продолжатся и в 2005 году завершатся работы по первой государственной регистрации имущественных прав.

Промышленность Стратегия развития промышленного производства будет строиться на основе утверждения технологических и управленческих инноваций. Первоочередным будет считаться содействие перерабатывающим внутренние ресурсы конкурентоспособным производствам.

Сельское хозяйство

Развитию данной отрасли правительство придает важное значение с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности страны, социального развития села, преодоления бедности и предотвращения миграционных процессов.

Охрана природы

Продолжатся работы по внедрению природоохранной системы, направленной на воспроизводство природных ресурсов (восстановление экологического баланса озера Севан, борьба против опустошения плодородных земель и другие программы).

Топливно-энергетическая система

Основной акцент будет сделан на надежной и безопасной эксплуатации энергосистемы, переоснащении, сокращении потерь, в обеспечении энергоносителей и альтернативных путей их доставки.

Транспорт и связь

Правительство будет последовательным в осуществлении инвестиционных программ в сфере телекоммуникаций, расширении радиуса телевещания и повышения его качества, в обеспечении качественной связи (в том числе сотовой и интернета). Правительство разработает программы, обеспечивающие использование альтернативных систем связи, в дальнейшем исключая монопольное положение какой-либо компании.

Градостроительство

Особое внимание будет уделено комплексному развитию крупных населенных пунктов. Будет предотвращена незаконная и некачественная застройка. Необходимо обеспечить условия, при которых каждый без излишней волокиты смог построить свой дом.

Здравоохранение

Предусматривается повышение доступности медицинского обслуживания. Акцент будет сделан на удовлетворении нужд неимущих слоев населения.

Социальное обеспечение и социальное страхование

Первоочередными направлениями станут: переход к политике активной занятости, смягчение социальной поляризации между различными слоями общества, обеспечение гарантий социальной справедливости и защищенности. Правительство намерено упорядочить трехсторонние отношения государство-работодатель-работник, чтобы доходы сотрудника обеспечивали его достойное проживание и внушали уверенность в завтрашнем дне. Правительство намерено продолжить пенсионные реформы, обеспечивая ежегодное увеличение размера пенсий. Преобразования в системе семейных пособий существенно увеличат целенаправленность последних применительно к крайне бедным и многодетным семьям, обеспечивая потребительский уровень не ниже уровня прожиточного минимума.

Образование и наука

Правительство выступает за создание системы образования, способной дать глубокие и всесторонние знания, что, в первую очередь, послужит укреплению нации и государства. Система образования должна служить приобщению поколений к величию и силе нации, к ее достижениям и потерям, внушая при этом сознание того, что секреты могущества сокрыты в собственной душе, а источники неудач в собственных слабостях.

Наука

Основными направлениями государственной политики будут продуктивное использование научно-технического потенциала республики, обеспечение естественной смены кадров, интеграция науки, образования и производства, а также активное участие в международной научной жизни.

Миграция и вопросы диаспоры

Продолжить процесс интеграции беженцев в общество с целью принятия ими гражданства Армении. Правительство считает своей первоочередной задачей укрепление связей с представителями диаспоры, в частности, в деле формирования общеармянских институтов и единой информационной системы Армения-Диаспора, вовлечения представителей Диаспоры в общественно-политическую жизнь страны, организацию отдыха для детей - представителей Диаспоры в Армении, а также переквалификацию учителей.

Оборона и безопасность

Проблемы укрепления обороны страны, повышения боеспособности армии и сохранения духа патриотизма будут в центре внимания правительства. На достойном уровне должны находиться боеготовность и техническое оснащение подразделений. Значительные преобразования предусмотрены для решения проблем офицерского состава ВС Армении. В центре внимания правительства останутся также проблемы ветеранов карабахской войны, их семей и военнослужащих в отставке. Параллельно с вопросами безопасности страны правительство будет стремиться повышать уровень защищенности общественно-экономической жизни в стране, с учетом изменений и процессов в мире. В сфере международных отношений правительство и впредь намерено руководствоваться принципом ведения прагматичной внешней политики, основанной на интересах, возможностях и приоритетах нации и государства. Параллельно с установлением добрососедских отношений и сотрудничества со странами региона, правительство продолжит процессы интеграции Армении в международные структуры. Решение нагорно-карабахской проблемы исполнительная власть, как и в прежние годы, видит в рамках мирного переговорного процесса, придавая особое значение международному признанию права народа Арцаха на самоопределение, обеспечению безопасности населения НКР. Сама возможность подчинения НКР Азербайджану исключается.

После реализации предложенной программы в 2003-2007 году правительство гарантирует:

В сфере управления: завершение процесса реформирования системы государственного управления, обеспечение эффективной деятельности институтов государственного управления, максимальное сокращение административной коррупции.

В сфере экономики: ежегодный реальный рост ВВП в 6-8%, удержание уровня годовой инфляции не выше 3%, ежегодный минимальный рост объемов экспорта на 10 %, формирование инфраструктуры национальной инновационной системы и обеспечение ее продуктивной деятельности, обеспечение эффективных пропорций территориального экономического и отраслевого развития, завершение формирования системы государственной поддержки малому и среднему бизнесу и обеспечение ее эффективной деятельности, формирование эффективной системы налогового и таможенного администрирования и существенное повышение качества этих служб.

В социальной сфере: существенное сокращение бедности, до уровня не превышающего 35%, в том числе, сокращение числа крайне неимущих граждан до уровня не превышающего 12,5%, ежегодный рост реального уровня пенсий, с тем учетом, что бы в 2007 году размер средней пенсии превышал, как минимум, размер минимальной прожиточного минимума, ежегодный рост реального уровня семейных пособий, с тем учетом, что бы средний размер семейного пособия превышал установленную черту бедности, продолжительный рост зарплат госслужащих, увеличение объемов финансирования семейных пособий до 1,3% от ВВП, увеличение объемов госрасходов в сфере здравоохранения до 2% от ВВП, увеличение объемов госрасходов в сфере образования до 3,2% от ВВП, ежегодное увеличение зарплат учителей до отметки в 60 тысяч драмов (немногим ниже $120) в 2007, как минимум, удвоение размера расходов, падающих на долю одного ученика.