Интервью ИА REGNUM Новости с директором Департамента конфликтологии и миграции азербайджанского Института мира и демократии Арифом Юнусовым.

ИА REGNUM: Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу считает, что в течение предстоящих нескольких месяцев как в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха, так и в нормализации армяно-турецких отношений будет вестись "молчаливая дипломатия". Что, по-вашему, такая дипломатия подразумевает?

Речь идет о том, что после активной, а главное - публичной, фазы как в армяно-турецких переговорах, так и вокруг Нагорного Карабаха, наступил новый период, когда приоритет будет отдан неафишируемым контактам и переговорам. Большей частью общественность вообще не будет знать о результатах этих переговоров, а часто не будет и информации о таких контактах. Ведь ставки слишком высоки и опыт предыдущих переговоров как по армяно-турецким отношениям, так и по урегулированию Карабахского конфликта показал, насколько опасно форсировать эти процессы в условиях неготовности обществ к компромиссам. К примеру, теперь всем очевидно, что и в турецко-армянских отношениях намного больше проблем, чем казалось. А главное - процесс урегулирования не был до конца проработан и был преподнесен общественности раньше времени. Серьезные проблемы и вопросы есть и относительно проблемы урегулирования Карабахского конфликта. И теперь наступило время закулисных контактов и переговоров. Что, собственно, и имел в виду турецкий министр иностранных дел.

ИА REGNUM: Не придется ли официальному Баку выбирать в процессе карабахского урегулирования - сделать паузу до окончания осенних парламентских выборов, или напротив, активизироваться и принять какие-то непопулярные в обществе решения до начала предвыборной кампании, чтобы поставить оппозицию перед фактом?

Сейчас в СМИ делается много предположений о будущих вариантах развития событий вокруг Нагорного Карабаха. И в том числе в эти дни можно читать заявления о резкой активизации официального Баку и даже чуть ли не о скорой войне! На самом деле все это очень далеко от реальности. Как показывает практика, в период выборов в переговорном процессе наступает затишье и начинается период пропагандистских заявлений. Проще говоря, официальные власти Азербайджана и в этом году возьмут паузу в переговорах. В то же время, проправительственные СМИ будут много писать и заверять общественность, что процесс урегулирования конфликта находится не просто на завершающей стадии, но, самое главное, идет полностью в интересах Азербайджана и под его диктовку. Иначе говоря, оснований для беспокойств у населения Азербайджана нет и быть не может, ибо в основе Мадридских принципов якобы лежит один принцип: армяне возвращают оккупированные территории, куда начнут возвращаться беженцы. А потом Азербайджан, возможно, примет решение о будущем статусе Нагорного Карабаха. Но обязательно в рамках территориальной целостности страны. Вот в таком ключе весь предвыборный период будут "работать" проправительственные СМИ Азербайджана.

ИА REGNUM: Правительство Азербайджана со второй половины прошлого года стало критиковать Турцию, а потом и США. В это же время оно стало укреплять отношения с Россией и Ираном. Сейчас антиамериканская риторика поутихла, а позиция Турции опять приветствуется. Не могут ли резкие перепады во внешней политике подорвать доверие партнеров к Баку?

Да, действительно, внешняя политика Азербайджана сегодня отличается крайней непоследовательностью. В основе лежит, и очень сильно причем, личностный фактор, эмоции часто довлеют над разумом и логикой. Судя по всему, часто повторяя пропагандистскую фразу о том, что Азербайджан - якобы лидер не только всего региона, но даже и один из ведущих игроков в мировой политике, наши власти сами в это поверили. Особенно ярко это проявилось в отказе в прошлом году Ильхама Алиева от приглашения Обамы принять участие в стамбульском саммите, что многих тогда просто шокировало. А последующие выпады и действия против Турции - главного стратегического союзника Азербайджана - вообще было сложно понять. Дело даже не в том, что Азербайджан стал укреплять экономические отношения с Россией и Ираном. Это нормально, надо стараться иметь с соседями нормальные и хорошие отношения. Но ведь действия официального Баку носили ярко выраженный политический характер, были откровенной демонстрацией недовольства им политикой США и Турции. Все это, безусловно, не принесет какие-либо дивиденды Азербайджану.

ИА REGNUM: Насколько, по-вашему, вероятны попытки Армении или других внешних сил дестабилизировать с целью смены правительства ситуацию в Азербайджане, используя для этого, к примеру, членов радикальных групп? И верно ли мнение, что крен Баку в сторону Москвы уменьшит, но не ликвидирует такие угрозы?

Я не сторонник теории заговоров. Да и зачем властям Армении идти на смену власти в Азербайджане, если та по сути ее полностью устраивает? Но главное, действия тех или иных радикальных сил зависят не столько от поддержки из-за рубежа, сколько от ситуации внутри страны. Внешние силы могут и будут, конечно, пытаться воспользоваться ситуацией внутри страны. Но эффективность их усилий будет сильно зависеть от хода процессов внутри азербайджанского общества.

Следует заметить, что и активность радикальных сил находится в тесной зависимости от действий правительства Азербайджана. Ведь у нас нет никакой цельной и последовательной политики ни в религиозной сфере, ни относительно национальных меньшинств. Вместо этого взят откровенный курс на подавление всего инакомыслящего в стране. И не важно, идет ли речь о национальных меньшинствах или религиозных группах, или действий студентов, или оппозиции. В стране с 2006 года негласно наложен запрет на любые общественные акции. Доходит дело до абсурда. Самый яркий пример - арест группы фанатов Че Гевары, которые собрались отмечать года три назад его день рождения, причем не на улице даже, а в кафе! Даже когда представители молодежных организаций попытались возложить цветы у памятника основателя Азербайджанской Демократической Республики Мамед Эмина Расулзаде, то полиция жестко это пресекла! Или последний пример абсурда по-азербайджански: 30 апреля в связи с годовщиной чудовищного теракта в Нефтяной Академии студентам запретили отмечать эту траурную дату! Если такое власти позволяют себе в столице, да еще по таким случаям, то не трудно представить, что происходит в провинциях. И совершенно не удивительно и вполне закономерно, что сегодня идет процесс радикализации в азербайджанском обществе. На самом деле это - реакция на политику репрессий и подавления всего инакомыслящего в стране.

ИА REGNUM: Может ли в месяцы "молчаливой дипломатии", учитывая достаточно скорый старт выборов в Милли меджлис, усилиться давление со стороны Евросоюза и США на правительство Азербайджана, заметно "прихрамывающее" по части соблюдения демократических свобод? Если да, то какой будет, по-вашему, ответная реакция?

Давление уже имеет место и ведущую роль играет в данном случае США. Европейцы, исходя из фактора наличия богатых энергоресурсов в Азербайджане и политики России в регионе, действуют намного мягче. Что же касается США, то здесь имеет место системный кризис в отношениях сторон. Поддержав безоговорочно в 2003 г. Ильхама Алиева, американцы верили, что тот сменит команду своего отца, возьмет под руководством американцев курс на реформы в стране. Но время шло, никаких реформ новый президент Азербайджана не проводил, старая команда оставалась на своих постах и только укрепляла свои позиции. Однако в период Буша американцы не стремились к конфронтации. Им был нужен Азербайджан для их интересов в отношении и Ирана, и других проблем в регионе. Играл свою роль и энергетический фактор. И потому критика Азербайджана в период Буша была очень мягкой, скорее для пропагандистских целей.

Приход к власти Обамы напугал многих из представителей власти Азербайджана. Уже тогда возникла в отношениях стран напряженная пауза. А отказ Ильхам Алиева в прошлом году от приглашения Обамы принять участие в стамбульском саммите эту напряженность обострил. В итоге, в американских СМИ регулярно публикуются статьи о коррупции во властной структуре Азербайджана, проводятся мероприятия по обсуждению ситуации внутри страны, Ильхам Алиев не был приглашен в апреле на ядерный саммит и т.д. С июня прошлого года нет американского посла в Азербайджане, что ярко свидетельствует о серьезном кризисе в отношении сторон. Так что, скорее всего, давление со стороны США будет продолжено. Но в то же время, вряд ли правы те, кто полагает, что масштабы этого давления будут иметь тенденцию к расширению и в итоге к осени, ко времени парламентских выборов, в Азербайджане может быть "оранжевая" или еще какая-то революция. Скорее всего, ни одна из сторон не будет сильно раскачивать лодку в Азербайджане. Безусловно, критика останется, но она не будет направлена на смену власти в Азербайджане.

ИА REGNUM: Не настало ли, на ваш взгляд, время для того, чтобы, воспользовавшись паузой в азербайджано-армянских и турецко-армянских переговорах, МИД Азербайджана хотя бы на закрытом для СМИ заседании парламента отчитался перед депутатами и выслушал их рекомендации?

В авторитарном государстве, каковым является сегодня Азербайджан, внешнеполитическое ведомство отчитывается только перед президентом. Дискуссии в парламенте, даже на закрытом уровне, не имеет смысла в таких случаях. У нас просто нет такой традиции. Когда в период Ильхама Алиева вообще в азербайджанском парламенте обсуждалась Карабахская проблема? А ведь это - главная проблема нашего общества! Поэтому мне просто сложно представить, что сейчас такое возможно в ближайшем будущем. Хотя, безусловно, надобность в отчете азербайджанских переговорщиков по карабахской проблеме перед парламентом с дальнейшим обсуждением назрела, притом не вчера или сегодня, а давно.