Популярный украинский ресурс "Украинская правда" в дни празднования 65-летия Победы опубликовал статью украинского историка Сергея Грабовского, посвященную, как заявляет автор, мифам о войне. Публикуем отрывок из этого материала:

"...Вот лишь некоторые из основных мифов:

СССР - жертва вероломного нападения нацистов.

В действительности СССР совместно с нацистами планировал и начинал Вторую мировую войну, а затем активно готовился к нападению на Германию.

"Второй фронт" был на Западе, следовательно, первый - на Востоке Европы.

В действительности первым на момент начала советско-немецкой войны был именно "второй". Перед этим Британия год в одиночестве, при поддержке заокеанских доминионов, отбивала атаки государств Оси, которых экономически и политически поддерживал СССР.

Нацистские войска были разбиты Красной армией.

В действительности на Восточном фронте потери Вермахта составляли 2/3 от общих потерь. Потери Люфтваффе - 1/3 от общих, а потери Кригсмарине там были мизерными. Другими словами, на советские войска приходится где-то половина военного успеха, не больше.

Советская экономика обеспечила войска всем необходимым, а помощь союзников составляла лишь 4% от потребностей армии.

В действительности без помощи союзников Красная армия вынуждена была бы сдать Москву и отступить в заволжские степи и леса. С запада СССР получал алюминий для построения танковых двигателей и самолетов, высокооктановый авиационный бензин, средства связи, "студебеккеры" и военные технологии. Скажем, танковый перископ польского инженера Гундляха, переданный британцами и тому подобное.

Русский народ выделялся среди других народов СССР своим необычным патриотизмом.

В действительности украинцы составляли около 50% населения оккупированных нацистами советских территорий, что дало только около 12-15% численности коллаборантских вооруженных формирований. Тогда как россияне составляли 25% населения, и около 60% участников коллаборантских формирований.

Во время войны существовало нерушимое единство партии, армии и народа.

В действительности сформированная в 1992 году комиссия при президенте России по реабилитации жертв политических репрессий, во главе с "архитектором перестройки" и офицером-фронтовиком Александром Яковлевым, назвала ужасающую цифру: 954 тысячи бойцов Красной армии были расстреляны по приказу своего же командования - за реальную, но чаще всего мнимую вину. Это немногим больше чем суммарные потери Вермахта на всех фронтах в 1941-42 годах. Вот так достигалось это "нерушимое единство". И, кстати: даже в апреле 1945 года сотни красноармейцев переходили на немецкую сторону - только для того, чтобы умереть с оружием в руках, сражаясь против Сталина.

Советский народ потерял на войне 26 миллионов людей, тогда как Красная армия - 8 миллионов. 668 тысяч 400 единиц боевого состава, из них украинцев около 1,5 миллиона.

"Прогрессивные исследователи" ведут речь о 11 миллионах необратимых потерь на фронтах боевых действий - погибли, пропали без вести, умерли от ран. Следовательно, воинов-украинцев будет среди них где-то около 2 миллионов. Между тем в Книге памяти Украины названные фамилии около 6 миллионов воинов-украинцев, которые погибли в разных армиях; на 5 миллионов из них собраны биографические данные. Понятное дело, не все они были в Красной армии, но большинство. И с "СССР в целом" непорядок. Уже в середине 1990-х в базе данных московского мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве были зафиксированы данные о 19,5 миллионах убитых, умерших и исчезнувших без вести участников боевых действий. Так что настоящие цифры потерь, и гражданского населения, и людей с оружием, должны быть значительно больше. А следовательно правда о войне - значительно более страшной".

Автор статьи также отмечает: "Миф, тем более социальный миф, сформированный целеустремленно, с помощью мощных пропагандистских служб для значительного количества людей, в том числе наших сограждан, - это то, во что эти люди погружены по самые уши. Ведь миф для них - не довесок к реальной повседневной жизни, а призма, сквозь которую они смотрят на эту жизнь, воспринимают и переживают ее. И даже больше: социальный миф для них нередко является чем-то более существенным и весомее, чем социальная реальность. А потому социальные мифы, которые связаны с военным периодом - это не просто игрушки, не просто рассказ о достаточно давней истории. Это то, что формирует живую реальность нашего настоящего. Реальность, в которой свыше 50% украинских граждан стремятся к сильной - авторитарной или тоталитарной - руке. Реальность, в которой устанавливают памятники товарищу Сталину".