Пакет поправок в законодательство Казахстана, принятых парламентом страны, противоречит Конституции республики Казахстан. По мнению судьи Верховного суда в отставке Утегена Ихсанова, своей инициативой депутаты высшего законодательного органа страны всем составом нанесли оскорбление чести и достоинству Нурсултана Назарбаева - освободив его самого и членов президентской семьи от уголовной ответственности, они тем самым дали понять - глава государства способен на проступки. По мнению Ихсанова, одно это может служить основанием для роспуска парламента.

ИА REGNUM: Парламент принял поправки в пакет конституционных законов о лидере нации. Дело за главой государства - если он наложит вето на проект поправок - его и его семью не освободят от уголовной ответственности. Скажите, разве изменения конституционных законов не требуют референдума?

Закона, который бы требовал выносить такие инициативы на референдум, нет. Другое дело, что в демократических странах полемичные законопроекты заранее, за несколько месяцев до рассмотрения парламентом вывешиваются в интернете или публикуются в печатных изданиях и все это горячо обсуждается. Те или иные законы принимаются только с учетом мнения не только законодательного органа, но и общественности. У нас - так не делают.

ИА REGNUM: Ну, наверное, есть на то причины...

Наверняка. Например, нынешнее начинание, которое затеяли так называемые народные избранники, противоречит Конституции.

ИА REGNUM: В какой части? Поясните.

Я, с вашего позволения, немного объясню. Есть такое понятие, как иерархия законов. Конституция является высшим законом республики. Я сознательно не беру в расчет ратифицированные республикой Казахстан международные договоры - как, например, Пакт о гражданских и политических правах, Декларацию прав человека. Да, эти основополагающие международные соглашения ратифицированы Республикой Казахстан, они имеют первоочередное значение. Но Конституция - все же, важнее. Следующие после Конституции по важности - конституционные законы. Например, "О первом президенте", "О выборах". Затем - законы. Потом - подзаконные акты, которые издаются премьер-министром, нормативные постановления Верховного суда, постановления Конституционного совета. Все это - подзаконные акты. Но даже они - ни подзаконные акты, ни Конституционные законы, ни законы - ни в коем случае не должны противоречить Конституции РК, которая является высшим законодательным актом государства.

ИА REGNUM: Все-таки хотелось бы конкретики. Речь в пакете принятых законопроектов шла об освобождении лидера нации от уголовного преследования...

Да, я специально принес на встречу с вами Конституцию. Смотрите. Статья 14, пункт 1. "Все равны перед законом и судом". Здесь ничего не сказано ни про президента, ни про депутатов, ни про судей. Раз совершил преступление - пожалуйста, отвечай! Впрочем, хотел бы оговориться, что, к нашему стыду, в самой Конституции одна статья противоречит другой. Давайте от 14 статьи перейдем к разделу "Человек и гражданин". Президент тоже человек и гражданин, в первую очередь, согласны? А в главе, касающейся полномочий президента, есть статья 47, пункт 2. "Президент несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности парламентом". А если президент, допустим, убил человека? Допустим, погорячился президент, не обязательно Нурсултан Назарбаев, другой какой-нибудь президент, с неустойчивой психикой, пришел и расстрелял членов парламента. По этому закону, получается, он не несет никакой ответственности, потому что он не изменял родине. То есть не стал выдавать военные государственные секреты каким-то странам, например, Зимбабве. Вот такой парадокс.

ИА REGNUM:... А депутаты парламента добавили этому парадоксу, по Довлатову, здоровую долю абсурда...

Нездоровую, я бы сказал. Они дискредитируют своими начинаниями первого президента Казахстана. Вдумайтесь, они хотят освободить главу государства Нурсултана Назарбаева от уголовной ответственности. Но при этом никто из них даже не задумался, почему именно первый президент должен совершить преступления или какие-то административные правонарушения? Он что, должен проехаться без билета в автобусе или троллейбусе? Или сквернословить в общественном месте? Или антисанитарные действия совершить? Или банальное преступление, например, кражу? А подразумевается, что наш президент способен на такие деяния. Это оскорбительно. Недавно телевидение показывало, как он оборвал руководителя аппарата президента, который начал говорить о том, что надо достойно встретить день рождения первого президента Казахстана. Он сказал: "Стоп. Если кто-то будет делать подарки, буду безжалостно снимать с работы". А тут вот такой подарок. И все они, начиная с инициаторов, народных избранников, говорят: "Да, эта норма соответствует демократическим государствам". Позвольте, в каком демократическом государстве президенты окружены такими абсурдными привилегиями? В Америке? Во Франции? В Германии? Нигде. На это не пошел даже покойный Туркменбаши. Такого статуса, кажется, не имеет даже любимый руководитель Ким Чен Ир.

ИА REGNUM: Ну, президент не единолично от ответственности освобождается...

Почему его родственники тоже там фигурируют - это тоже вопрос. Что, они не граждане РК? А здесь, в Конституции, указано, что все равны перед законом и судом. И это касается не только граждан РК. Если иностранец приедет и совершит преступление, он по этому закону несет ответственность. Наравне со всеми. И судит его казахстанский суд. Он подсуден, на равных началах, конечно. Я считаю, что депутаты оказывают президенту медвежью услугу. Я не знаю, какие цели они преследуют. То ли банальное подхалимство, лизоблюдство. То ли есть какой-то тайный умысел, с целью опорочить этого человека. Тем более, когда страна председательствует в ОБСЕ. Устраивать такой фарс. Поголовно надо было привлечь депутатов за оскорбление чести и достоинства первого президента РК. Делают из него посмешище. Кроме того, это как раз прекрасный повод распустить парламент в полном составе. У меня такое мнение.

ИА REGNUM: Надо ли поправки прежде провести через Конституционный совет?

Президент иногда совершает противоречия, направляет в конституционный совет, потом по его заключению подписывает. Но все равно он подписывает. Подписывает о себе же. Он может наложить вето. Дескать, не буду подписывать и все. И это его право. Но, если он подпишет, не дай Бог, это будет самая настоящая карикатура и унижение чести и достоинства человека. Самого себя. Я о себе подписываю. Обо мне. У нас нет заместителя, который бы него подписал. И.о. президента, или должностное лицо, которое при таких щекотливых обстоятельствах могло бы подписать законы за него. Он сам должен подписать. И тогда - мы станем посмешищем. Не только он, вся республика. Мы будем как граждане банановой республики. И даже хуже.

ИА REGNUM: Боюсь, у президента есть родственники, которые жалеют, что такой закон не был принят раньше...

Почему заранее должны ставить вопрос о том, что они потенциальные преступники? Это значит сказать человеку - ты склонен совершить преступление. Если человек не совершает преступления, зачем его заранее освобождать от ответственности за уголовные и административные правонарушения? Заранее предрекать, что он способен на неадекватные поступки? Это в отношении психически больного можно сказать, что он неадекватен и агрессивен, что он может поджечь дом. Но наш президент, когда избирался, прошел медицинскую комиссию...

ИА REGNUM:... Я имею в виду Рахата Алиева...

Рахата Алиева-то судили. Тут как раз действовала конституционная норма "все равны перед законом и судом". Несмотря на то, что он зять, бывший - нынешний, но судили. Хотя судили заочно. Но зато - исходя из этого основополагающего конституционного положения.

ИА REGNUM: Но ведь такая закавыка - если будет принят этот пакет законов, в президентской семье больше никак не может появиться еще один опальный зять. Ведь вся семья получит карт-бланш на любые действия...

Да. Пожалуйста, совершай убийства, поджоги, изнасилования, завладевай чужим имуществом - тебя на 100% освобождают. Гуляй, Вася!

ИА REGNUM: А с коллегами-судьями вы этот пакет законов обсуждали?

Мы в частном порядке обсуждали. Все в недоумении. Если говорить языком дипломатов - "в крайнем недоумении". Как депутаты смогли на это решиться.

ИА REGNUM: Как считаете, глава государства подпишет?

Я думаю, что не должен подписывать. Он тем самым себя же подставит, в первую очередь. Как он после этого с другими лидерами будет знакомиться? Разве Ху Цзиньтао имеет такой статус? Руководитель полуторамиллиардного Китая, страны с развивающейся экономикой, с которой считаются сами США.

ИА REGNUM: Есть мнение, что депутаты испугались киргизских событий, где президента обещают преследовать по закону...

Опять вопрос лежит в плоскости обвинения. Он, дескать, способен на такое. Взять кредит у России и присвоить. Способен повторить бакиевские поступки. Дескать, мы не надеемся: ты тоже можешь пойти таким путем. Это же задевает его честь и достоинство! Зачем нормальному, честному руководителю располагать такими гарантиями?