Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров выступил в Душанбе с любопытным заявлением. Он выразил надежду, что сопредседателям Минской группы ОБСЕ удастся убедить Армению принять обновленные Мадридские принципы, "чтобы стороны вышли на обсуждение всеобъемлющего мирного договора по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту". По его словам, "есть обновленные предложения, которые представлены сопредседателями Минской группы и они сейчас на столе". Так о чем все же идет речь: о Мадридских принципах или об "обновленных предложениях"?

Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Тем более что в первых числах июня глава МИД Азербайджана намерен встретиться в Венеции с Минской группой ОБСЕ. Ранее сопредседатели группы уже провели в Брюсселе переговоры с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном. В этой связи Минская группа ОБСЕ выступила с заявлением, в котором отмечается, что стороны урегулирования выражают готовность к прогрессу в переговорах на основе Мадридских принципов. При этом сопредседатель от Франции Бернар Фасье уточнил, что на столе переговоров лежат Мадридские принципы, и страны-сопредседатели МГ ОБСЕ привержены этим принципам, "ярким свидетельством чего является Майндорфская декларация и заявление глав стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Аквиле". Выходит, что речь все же идет о принципах, а не предложениях. Тех самых принципах, которые, по словам сопредседателя от Франции, предусматривают проведение референдума в Нагорном Карабахе с участием населения, проживавшего там до войны, обеспечение коридора между Арменией и Карабахом, возвращение беженцев и гарантированный мир в зоне конфликта при содействии международных сил.

Почему же образовалась такая путаница в понятийном аппарате в процессе карабахского урегулирования? Дело в том, что текст Мадридского документа по Карабаху от 29 ноября 2007 года до сих пор не опубликован. Более того, этот документ в юридическим смысле не был одобрен ни Баку, ни Ереваном. Стороны только согласились на его базе вести переговорный процесс. По формуле тогдашнего сопредседателя МГ ОБСЕ от США Мэтью Бразы - "пока всё не согласовано, ничего не согласовано". Но в изложении многих российских и зарубежных СМИ базовые положения Мадридских принципов подавались следующим образом. На территорию Карабаха вводятся международные миротворческие подразделения, Карабах возвращает Азербайджану пять районов. Два других района, признанных стратегически важными для армянской стороны, временно остаются под контролем Карабаха. На этом этапе ему предоставляется переходный статус, но окончательно проблема должна решаться на референдуме с участием азербайджанцев, живших в Карабахе до войны.

Это было определенным, промежуточным достижением армянской дипломатии. Этот успех она вроде бы закрепила 10 июля 2009 года в итальянском городе Аквила, когда на саммите "большой восьмерки" было принято совместное заявление стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. В нем подчеркивалось, что согласие между азербайджанским и армянским руководством должно быть достигнуто все же на основе принципов Мадридского соглашения 2007 года. Но при этом были введены некоторые новые детали, которые позволили Азербайджану грамотно воспользоваться ситуацией. Речь шла о появлении пункта по обеспечению сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией, предоставление гарантий безопасности, вывода войск с контролируемых территорий. То есть, уже о технической стороне претворения в жизнь принятых принципов.

17-18 июля 2009 года в Москве в присутствии сопредседателей Минской группы ОБСЕ прошла неофициальная встреча президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. Перед этой встречей президент Азербайджана Ильхам Алиев высказывался по технологии урегулирования конфликта. В частности, он говорил о проблеме так называемого Лачинского коридора: "Мы понимаем важность для армянской стороны иметь надёжную связь между Арменией и Нагорным Карабахом и в данном случае не видим тут проблем. Вопросы, связанные с Лачинским коридором, могут быть эффективно разрешены так, чтобы не было беспокойства у тех, кто живёт в Нагорном Карабахе сегодня, и у азербайджанского населения, которое туда вернётся после урегулирования конфликта, о какой-то коммуникационной блокаде". Однако аналитики сразу отметили, что это был удачный тактический ход Баку, направленный на ревизию Мадридских принципов под предлогом возврата к старому варианту обмена Лачинского коридора на Мегринский коридор (узкую полоску армянской территории, отделяющую "большой" Азербайджан от азербайджанской Нахичевани). Неслучайно, когда многие заговорили о "сближении позиций" Баку и Еревана, президент Азербайджана перешел в наступление. Он созвал расширенное заседание Кабинета министров, на котором сделал категорическое заявление: "Территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена, а все захваченные земли освобождены от оккупации. Те, кто проживают в Нагорном Карабахе, и азербайджанцы, которые возвратятся туда, должны жить в условиях автономии".

После этого рабочая сессия сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Кракове, которая состоялась 25-26 июля 2009 года, провисала, хотя она и подготовила обновленную версию принципов урегулирования карабахского, армяно-азербайджанского конфликта. Неслучайно тогда в обиход, правда, на короткое время, вместо Мадрида, было введено понятие "Краковские принципы карабахского урегулирования". Вслед за этим в декабре в 2009 года в Афинах сопредседателями Минской группы ОБСЕ заявили о новой редакции своих предложений. Они были представлены 15 января 2010 года на встрече президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Сочи. Если судить по сообщениям многих российских и западных информагентств, это был второй удачный ход азербайджанской дипломатии в сторону ревизии Мадридских принципов образца 2007 года. Они особенно выделяли то положение, которое предусматривает наделение Нагорного Карабаха так называемым промежуточным статусом. В этой связи армянская газета "Чоррорд Инкнишханутюн" отмечала, что "пресловутые обновленные Мадридские принципы, в отличие от старых, трактуют лишь "переходный" статус Карабаха, а не идею референдума". Но эти предложения вписывались в правовое поле Азербайджана, где, согласно Конституции, вопросы, относящиеся к территориальной целостности страны, решаются референдумом, проводимым на всей ее территории, а не только в Карабахе. Но вся интрига как раз в том, что победы азербайджанской дипломатии невозможно было закрепить юридически, поскольку битва шла в виртуальном дипломатическом пространстве. Теперь Ереван решил выступить, судя по всему, с очередной "домашней заготовкой". В этой связи примечательным можно назвать заявление заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна в эфире Армянского общественного телевидения, в котором он заново определил переговорную диспозицию. По его словам, "до сих пор на столе переговоров по нагорно-карабахской проблеме лежит один единственный документ, который стороны приняли как основу для переговорного процесса - это так называемые Мадридские принципы 2007 года". При этом замминистра сделал еще один оригинальный ход. В своем заявлении он упомянул о так называемой "рассекреченной части Мадридского документа", в которой, по его словам, говорится о трех международных нормах, на основе которых должен быть решен карабахский вопрос. Это - самоопределение наций, территориальная целостность и неприменение силы. На основе этого он сделал вывод, что "Баку ведет переговоры сам с собой, находит приемлемые для себя решения и затем пытается представить их как результат переговоров".

Это означает, что Ереван фактически вступил на путь дезавуирования новых редакций Мадридских принципов и решил вернуться к его базовому варианту 2007 года. Теперь Баку оказывается перед сложным выбором: либо рассекретить оставшуюся секретной часть Мадридского документа, что чревато для него определенными политическими осложнениями, либо продолжать действовать, но уже только в диалоге с Минской группой ОБСЕ. Которой при таком ходе событий, видимо, придется все начинать с "чистого листа".